Все начинается с того, что сотрудница Следственного комитета РФ Анастасия Зорина, расследуя дело, получившее широкий общественный резонанс, обращается за помощью к эксперту одного из московских институтов Кириллу Лемке. Он – патологоанатом, младший научный сотрудник лаборатории регенерации тканей, человек неординарный и обладающий энциклопедическими познаниями в различных областях. Вместе они с успехом раскрывают преступление, и в Следственном комитете рождается идея о создании специальной следственно-экспертной группы с привлечением ученых…
Накануне премьеры сериала на телеканале «Домашний» мы пообщались с создателями и актерами и готовы поделиться с вами самыми интересными подробностями!
Что такое «Академия»?
Это «экспериментальная экспертно-криминалистическая группа по изучению и идентификации жертв преступлений», созданная по инициативе Следственного комитета РФ с привлечением высококвалифицированных специалистов разных профилей одного московского университета.
В нее вошли: младший научный сотрудник лаборатории регенерации тканей Кирилл Лемке (Максим Битюков), микробиолог, генетик Эдуард Пирожков (Александр Константинов), психоаналитик Ефим Роткин (Александр Яцко), эксперт-химик Саша Мухин, он же Шурик (Игорь Юртаев), и специалист по компьютерному моделированию, программист Оксана Итыгилова, она же Окса (Елизавета Лотова). Возглавляет группу младший советник юстиции, следователь Анастасия Зорина (Галина Сумина).
Многие странные и загадочные преступления будут раскрыты именно благодаря свободному и нестандартному мышлению членов команды «Академия».
Научный подход
Все больше зрительскую симпатию завоевывают сериалы на стыке детективного жанра с мистикой и научной фантастикой. Куда интереснее следить за сюжетом, когда за расследование вместе со следователями берутся ученые!
В этом жанре уже зарекомендовали себя «Секретные материалы» (впервые были показаны в телеэфире в 1993 году), «C.S.I.: Место преступления» (в 2000 году), в 2005 году на экраны вышли сразу два криминальных сериала, в которых новейшие достижения науки помогают расследованиям: «Мыслить как преступник» и «Кости». А в 2007 году к ним присоединился российский криминальный телесериал «След». Уверены, «Академия» займет достойное место в этом ряду.
Четыре режиссера
На проекте последовательно работали четыре режиссера: Вячеслав Лавров, Александр Созонов, Анарио Мамедов, Габриэла Черняк. Первый участвовал в подготовке проекта и кастинге актеров. Остальные трое сняли каждый по 20 серий. По словам креативного продюсера Валерия Кочкина, так как сериал большой и сюжетная линия развивается вертикально, очень много планов и мест, которые нужно осмотреть с режиссером и оператором. С таким объемом «фактуры» было не справиться, а потому в проекте одновременно работали несколько команд.
«К съемкам первого блока (20 серий) мы готовились три месяца, – рассказал Валерий Кочкин. – Искали подходящие локации. Дальше начались съемки, и ни режиссер, ни оператор уже не могли ездить на объекты и смотреть. Поиском и осмотром новых площадок занималась уже вторая группа – режиссер и оператор. Например, по сюжету у нас повесился герой, увлекавшийся прыжками в высоту. И мы долго искали стройплощадку с внутренним пролетом метров 20».
Ориентирование на местности
По словам режиссера Александра Созонова, в «Академии» много романтических мест. «Поскольку это детективный сериал, мы искали яркие и сочные планы, места действия: заброшенная воинская часть, конюшня в лесу, старый мост, ведущий в никуда… Съемки проходили в Москве и Подмосковье. И если существует карта самых таинственных мест, мне теперь есть что к ней добавить».
Павильонные съемки сериала не менее интересны. Лабораторию, где трудились «академики», построили с нуля. Художники продумали все до мелочей, чтобы это выглядело максимально достоверно. Это важно, ведь большая часть работы следователя и экспертов-криминалистов проходит за столом в напряженном поиске и размышлениях…
Красная машина для леди
Помните, в романе Стивена Кинга «Кристина» и снятом по нему одноименном фильме машина главного героя Арни начала менять жизнь и характер своего хозяина? В «Академии» тоже будет своя «Кристина».
Как рассказал нам креативный продюсер сериала Валерий Кочкин, чтобы подчеркнуть сильный характер главной героини Зориной и ее связь с отцом, нужна была старая, большая американская машина 80-х годов. Задача оказалась непростой. Художники долго искали подходящий вариант. В итоге нашли красный «Форд Таурус» 1989 года.
Машина тоже оказалась с характером, причем буйным. Не было ни одного раза, чтобы сцены с машиной Зориной сняли с первого дубля. А под конец она вообще сломалась. Поменять на аналогичную не смогли – в Москве она оказалась единственной и неповторимой. «Поэтому последние дни съемок наша ретро-машинка существовала в «ручном режиме» – ездила благодаря тому, что ее передвигали постановщики», – сказал Валерий Кочкин.
Ни дня без трупа
Поскольку расследования «академиков» во многом основываются на изучении и идентификации жертв, трупов в сериале было немало. И с ними связано несколько забавных моментов.
«Мы заказывали манекены разной степени ужасности, которые хранились в павильоне, – рассказал Валерий Кочкин. – Также на проекте работало много актеров эпизодов. Поэтому когда на съемочную площадку приходили новые люди, особенно молодые впечатлительные актрисы, видя полуразложившийся труп, многие из них едва не падали в обморок. И перед съемками часто приходилось приводить их в чувство».
Актер Максим Битюков (он же патологоанатом Кирилл Лемке): «Иногда в кадре сверхзадачей для нас было не рассмеяться в момент, когда актеры, изображавшие жертв, покрывались потом (съемки велись летом, и в павильоне было довольно жарко. – Примеч. ред.). Потеющие трупы – это нонсенс. Но смешно».
Исполнительница роли Насти Зориной актриса Галина Сумина, вторя своему коллеге, вспомнила такую историю: «В одном из эпизодов, который снимали в несколько дублей, в какой-то момент «труп» просто заснул и… захрапел. В итоге мы всей съемочной группой долго не могли успокоиться – хохотали до слез».
На съемках постоянно происходили форс-мажорные ситуации. «Это не репетиция спектакля, – сказал Александр Созонов. – Ты не способен управлять погодой. Невозможно предсказать, как ляжет тень убийцы на лицо жертвы. Не угадать, куда прольется кровь после выстрела. Но съемки это действительно драйв. И вместе со съемочной командой, с актерами постоянно импровизировали: по ходу уточняли, переписывали сцены, чтобы обострить историю, сделать поворот в сюжете выразительнее».
Что из этого получилось, судить зрителю.