Авторы новой киноверсии «Ромео и Джульетты» говорят, что создавали его для тех, кто привык смешивать гламур с грязью, комическое с трагическим, а продажное – с возвышенным, то есть для поколения Youtube. Режиссер картины — Тим ван Даммен — перенес действие в наше время, поселил враждующие семейства в трейлеры, а героев сделал неотличимыми от подростков с наших улиц, со всеми необходимыми атрибутами: рокерский прикид, непременная бутылка пива в руке, разбитая тачка, на которой Ромео отправляется в ссылку.
Это будет уже пятьдесят первая экранизация пьесы Шекспира. Первый же фильм по пьесе «Ромео и Джульетта» был сделан в 1900-м году, и с тех пор не проходило двух лет, чтобы не появлялись одна-две новые экранизации пьесы в том или ином ее варианте: драматическом, оперном или балетном. Мы вспомним пять самых успешных, или обещающих таковыми стать.
Фильм Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» на сегодня по праву занимает место классической экранизации трагедии Шекспира. Кроме того, это самая титулованная киноверсия пьесы – две премии «Оскар», три «Золотых Глобуса», Национальная кинопремия Италии и премия BAFTA. Но когда фильм вышел в прокат, зрителей и критиков изумил как юный возраст артистов, так и большое количество откровенных сцен в фильме. Забавно, что исполнительницу главной роли Оливию Хасси не пустили на премьеру фильма в Лондоне, поскольку актрисе тогда было менее 18 лет, что не давало ей право видеть на экране саму же себя обнаженную по пояс! Естественно, что Дзеффирелли сильно критиковали, но на все нападки режиссер отвечал: «Если вы приходите в музей, то разве отворачиваете голову от нагой живописи?» На самом же деле, главный риск на который пошел режиссер, – он буквально «влюбил» друг в друга юных исполнителей главных ролей. После окончания фильма Леонард Уайтинг и Оливия Хасси встречались еще около года. Развела их работа над другими фильмами.
На момент экранизации бродвейская версия «Ромео и Джульетты» – мюзикл «Вестсайдская история» 4 года с невероятным успехом шел в Нью-Йорке. Авторы спектакля, а потом и фильма, использовали беспроигрышный ход: перенесли действие в день сегодняшний. Джульетта у них стала Марией – девушкой из пуэрториканской общины Нью-Йорка, а Ромео превратился в Тони – члена группировки «белых» итальянцев, которые насмерть воюют с недавно приехавшими пуэрториканцами. Верона в фильме превратилась в манхэттенский Вест-Сайд, а стихи Шекспира стали песнями, которые так хороши, что до сих пор звучат по радио. В финале фильма Мария остается жива, погибает только Тони, однако легче от этого не становится. Фильм получил 10 премий «Оскар», 3 «Золотых Глобуса», «Грэмми» за лучший саундтрек. «Вестсайдская история» до сих пор занимает второе место в списке лучших киномюзиклов.
Советский фильм-балет «Ромео и Джульетта», получивший в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», вышел на экраны в 1954 году, когда исполнительнице роли Джульетты, балерине Галине Улановой было 45 лет, что даже по меркам драматического театра – многовато, а уж балетного – тем более. Однако виртуозная операторская работа, плюс потрясающая физическая форма исполнительницы эту «особенность» экранизации сгладили почти до нуля, тем более, что и затевалась вся история во многом именно благодаря Улановой и для нее. Ведь она танцевала Джульетту еще на мировой премьере балета на музыку Сергея Прокофьева в 40-м году на сцене Кировского (Мариинского) театра в Ленинграде. После выхода фильма слава нового русского балета (и самой Улановой) стала мировой, и о нем снова, впервые со времен «Русских сезонов» Сергея Дягилева, заговорили как о чем-то фантастическом.
Картина «Ромео + Джульетта» стала бешено популярной в мире во многом благодаря тому, что роль Ромео исполнил Леонардо Ди Каприо. Он покорил всех и вся сочетанием мужественности и поэтичности, ума и темперамента, безусловного актерского дара и прекрасной актерской выучки. Все это для роли Ромео в самой энергичной экранизации пьесы конца ХХ века со знаком «+» вместо буквы «и» в названии было более чем необходимо. Помимо бешеной энергии в фильме База Лурманна есть еще много отсылок к истории пьесы. Чего стоит одно только название клуба, в котором в начале фильма играют в бильярд Ромео и Бенволио — Globe Theatre: так назывался театр Уильяма Шекспира, для которого он и написал более 300 лет назад «вечную историю любви». Таких бриллиантиков по фильму рассыпано много, что позволило даже именитым шекспироведам стать поклонниками ленты, а Базу Лурманну дало возможность войти в пул тех режиссеров, которых называют интеллектуалами и причисляют к элите мировой кинорежиссуры.
В этом году нас ожидает еще одна экранизация пьесы от британских кинопроизводителей. Она приурочена к 45-летию со дня выхода на экраны фильма Франко Дзеффирелли и 90-летию великого итальянского режиссера. Съемки фильма проводились в Вероне и Мантуе, костюмы сделаны с сохранением всех исторических особенностей итальянской моды средневековья. Роль Ромео досталась девятнадцатилетнему британцу Дугласу Буту, который уже заявил, что «новый фильм объединяет в себе романтизм Дзеффирелли и энергию Лурманна». Музыку к новой «Ромео и Джульетте» написал Джеймс Рой Хорнер, автор саундтреков к фильмам «Титаник» и «Аватар». Так что нового фильма «Ромео и Джульетты» есть все шансы стать новой классикой мирового кино.
И если вдруг вам не понравится «осовременная» новозеландская версия пьесы, которая выйдет 1 августа, дождитесь осени и насладитесь британским, классическим, вариантом «Ромео и Джульетты». Или пересмотрите все пятьдесят предыдущих экранизаций − и выберете свою «лучшую».