С точностью сказать, подлинный камень или нет, сможет только геммолог с профессиональным оборудованием. Но некоторые виды подделок можно определить и самостоятельно. К примеру, натуральный сапфир всегда содержит включения, но невооруженным глазом их не увидеть. Это не является доказательством того, что минерал выращен в лаборатории, но кристалл не слишком хорошего качества. Включения на камне лучше всего рассматривать с увеличительным стеклом. Ювелиры рассматривают камни, опуская их в емкость с монобромнафталином, стоящую на листе белой бумаги, но такая возможность есть не у всех. Может использоваться банка с водой, но без практики рассмотреть что-либо в ней сложнее, чем под лупой.
Нечасто, но все же встречается склейка натурального камня с подделкой, называемая дублетом. Рассмотреть это непросто, особенно если оправа скрывает низ камня. Для распознавания такой подделки используется ультрафиолетовая лампа, так как клей, соединяющий два или более камня обязательно будет светиться. Разные части камня при этом могут светиться одинаково или не светиться вообще. Грани сапфира должны быть ровными идеально, так как этот минерал после алмаза второй по твердости. Если присутствуют неровности, царапины, сколы – скорее всего, камень не настоящий.
Самые дорогие сапфиры – индийские и бирманские, и в продаже последнее время они встречаются крайне редко. Если такой камень предлагается в небольшом магазине, да еще за умеренную цену, это, скорее всего, подделка. Если под рукой есть рефрактометр, определить подлинность сапфира просто. Коэффициент преломления света для него равен значению от 1,762 и до 1,778. Синтезировать сапфиры начали еще в XX веке, в период 60–80 гг. золотых ювелирных украшений с этими камнями было в продаже множество. Так как покупателей чаще всего не информировали об искусственном происхождении минералов, кольца и серьги того периода могут выдаваться за настоящие без злого умысла.
Большую ценность имеют сапфиры звездчатые, у которых присутствует эффект кошачьего глаза. Различия в том, что они имеют не одну светлую полосу, а целый рисунок из 6 пересекающихся лучей. Гранят их всегда в форме кабошонов, а отличить их от имитации можно, слегка повращав. Звезда из лучей у натурального сапфира при этом будет перемещаться, а у подделки так и останется в центре камня. Синтетические сапфиры окрашиваются окисями железа и титана, и непросто найти для этих компонентов идеальные пропорции. Поэтому очень часто окраска искусственных самоцветов неравномерная и полосатая.
Процесс облагораживания, заключающийся в сильном нагреве, проходят практически все сапфиры перед продажей. Это дает камням более натуральные и насыщенные цвета. Подобную обработку выдерживают лишь камни высокого качества, и информация о том, как обрабатывался камень, должна озвучиваться покупателю перед продажей. Химические методы облагораживания сапфира являются обратимыми, после повторной шлифовки цвет кристалла меняется.