Живя в обществе потребления, привыкаешь к мысли, что маркетинг – это то, что заставляет нас тратить деньги. Но вообще-то с его помощью можно и подрабатывать. Предлагаем варианты.
Работа: участие в фокус-группах
В чем суть:
Фокус-группа – это один из методов качественного исследования, который очень активно используется в маркетинге. Производители организуют обратную связь с целевой аудиторией, чтобы максимально близко подобраться к потребностям потенциальных покупателей. Посредником выступает исследовательская компания, сотрудники которой составляют отчет заказчику на основе проведенных бесед.
Фокус-группа имеет формат круглого стола, где все участники равны и вольны высказывать собственное мнение, каким бы оно ни было, правильных и неправильных ответов нет. Стандартное количество участников – 8 человек, по желанию заказчика могут быть группы с большим или меньшим составом – от 4 до 10 человек. Беседу ведет модератор – сотрудник исследовательской компании: оглашает в самом начале правила игры, задает вопросы, ответы на которые ждет заказчик. Темы самые разнообразные: средства гигиены, одежда, продукты питания, техника, банковские продукты, СМИ и многое другое – все зависит от того, кто выступает заказчиком. Это может быть обсуждение дизайна упаковки нового продукта, который еще не выведен на рынок, или уже существующего и сбор мнений, что можно было бы в нем усовершенствовать. Или, например, обсуждение рекламных роликов – насколько привлекательно в них представлен товар, какую аудиторию заинтересует и запомнится ли такая реклама вообще. Если обсуждаются продукты питания, то дополнительным бонусом может стать дегустация – об этом предупреждают заранее. Средняя продолжительность обсуждения – 2 часа.
Участвовать в фокус-группах можно не единожды, но не чаще одного раза в полгода у каждой конкретной компании. Получается, что, побывав в качестве респондента в одной компании, нужно выждать полгода, чтобы прийти сюда же еще раз, но зато можно в этот период посещать опросы других компаний.
Важный момент:
Изначально состав приглашенной группы формируют с запасом в несколько человек – например, на случай если кто-то из потенциальных участников не придет, или просто чтобы у заказчика на месте была возможность выбрать самых подходящих среди пришедших. Таким образом, две трети приглашенных проходят в фокус-группу, а треть потенциальных участников возвращается домой. Но, что приятно, с материальной компенсацией: она составляет не менее трети от суммы за участие, а в некоторых случаях достигает 50-60%. Не прошедшие в фокус-группу могут попытать счастья в этой же компании хоть на следующий день.
Когда:
Фокус-группы проводятся преимущественно в будни – утром и в дневное время – удобная подработка для людей со свободным или сменным графиком. Реже, но тем не менее, бывает, что начало обсуждения назначается на 6-7 часов вечера – сюда могут успеть и те, кто трудится на основной работе. Самые редкие случаи – фокус-группы в выходные дни: обычно они посвящены просмотру нового фильма отечественного производства и дальнейшему обсуждению.
Оплата:
Зависит от щедрости заказчика и выборки, чье мнение исследуется. Средняя ставка – 1200-1500 рублей. В случаях, когда респонденты отбираются на основе довольно редкого критерия и с неким документальным подтверждением (например, могут понадобиться люди с определенным диагнозом или вкладом в банке на определенную сумму), ставки возрастают и начинаются от 3000 рублей. Запасные участники, не прошедшие в фокус-группу, соответственно получают от 500 рублей – за стандартные проекты, 1000-1500 – за дорогостоящие.
Где искать:
Объявления о наборе участников для фокус-групп можно найти на форумах и в ЖЖ-сообществах, посвященных работе и подработке. Некоторые исследовательские компании создают специальный раздел на официальном сайте, где можно зарегистрироваться в качестве потенциального респондента и отправить свою анкету.
Работа: тайный покупатель
В чем суть:
Еще один маркетинговый метод исследований, который позволяет обычным людям немного подзаработать. Используется для выявления качества сервиса и для контроля за выполнением стандартов при обслуживании клиентов. По большому счету, для того, чтобы стать тайным покупателем, не нужно каких-то особенных знаний, достаточно самого желания. Компании, проводящие подобные проверки для своих клиентов, рассылают анонс по каждому проекту всем желающим, кто к ним обратился. В предварительном описании указывается период проверок, тип услуг (автозаправки, магазин косметики, банк, кинотеатр и т.п.), тип проверки (телефонная, личный визит, комбинированная), адреса для проверок, требования к отчету (анкета, аудиозапись, чеки покупок), условия оплаты. Если проект вас заинтересовал, предлагается отправить заявку с указанием нужной информации. После этого остается ждать звонка менеджера с подтверждением, что вы назначены тайным покупателем на проекте: ведь желающих всегда гораздо больше, чем нужно.
Если вас выбрали в качестве тайного покупателя, то уже подробно инструктируют, что надо делать и какие вопросы задавать. Если речь о магазинах, то может быть недостаточным просто засыпать консультанта вопросами – иногда обязательна покупка на определенную минимальную сумму. При проверке кинотеатров не нужна даже аудиозапись, но часто просят купить не только билет на сеанс, но и что-то в баре. Высшим пилотажем считается проверка общепита, особенно если это не сетевые фастфуды, а кафе-рестораны. Часто для таких проверок ищут тайных покупателей с опытом и желательно – именно в сфере общественного питания. После проведения проверки необходимо предоставить отчет и ждать вознаграждения.
Когда:
Практически круглосуточно. Иногда устанавливается конкретное время суток, когда нужно провести проверку: например, кинотеатры проверяют в вечер пятницы и по выходным, т.е. в самый час-пик, а круглосуточные рестораны – наоборот, по ночам, чтоб удостовериться, что и в случае малой проходимости уровень сервиса не снижается. Но в большинстве случаев ограничений по времени суток нет. Поэтому очень удобно подрабатывать в свободное от основной работы время, а совершать телефонные проверки, вообще не выходя из офиса.
Оплата:
Больших денег не принесет, но и много времени не занимает. Расценки начинаются с символических 100 рублей – в случае телефонной проверки, которая занимает около 10 минут, плюс еще столько же времени – на заполнение анкеты-отчета. Личные визиты оплачиваются получше и зависят от щедрости заказчика и сложности проекта. Самые высокооплачиваемые проверки связаны с недвижимостью – вознаграждение может достигать 1000 рублей. Тайное посещение общепита неспроста считается лакомым кусочком: заказчик компенсирует сумму счета – допустимый максимум зависит от уровня заведения, сверх этого еще идет вознаграждение за анкету – в среднем до 500 рублей. Проверку кинотеатров можно приравнять к бесплатному походу в кино – обязательно компенсируется стоимость билета, сверх этого – 200-300 рублей за заполнение анкеты. Однако всегда следует тщательно выяснять вопрос компенсации: не во всех случаях, когда требуется совершить покупку, заказчик берет расходы на себя.
Где искать:
Подобные предложения регулярно появляются на сайтах с вакансиями.
Таким образом, у каждого из нас есть возможность повернуть маркетинг себе во благо.