Увлечение высоким искусством оперы и балета вышло за пределы театрального сообщества и стало действительно массовым. Причина этому долгожданное открытие Исторической сцены Большого театра после затянувшихся ремонтных работ. Театральную тему подхватили представители других видов искусств – кинематографисты снимают фильмы, посвященные артистам балета, на бульварах Москвы организуются тематические фотовыставки, дизайнеры представляют коллекции по мотивам «Русских сезонов», а парфюмеры выпускают лимитированные ароматы в честь открытия Исторической сцены Большого. Уже и в общественном транспорте можно встретить хрупких девчушек, разучивающих у турникета, словно у станка, основные балетные позиции.
Но если вам не прислали именной пригласительный на премьеры Большого и нет никакой возможности дежурить у билетной кассы – это не значит, что вы не сможете поддержать общего настроения восторга и увлечения элитарным искусством. А приобщиться поможет демократичное и доступное кино!
1. «Черный лебедь» (реж. Дарррен Аранофски, 2011 г.)
Между прочим, именно кинематографисты год назад вовлекли нас, простых зрителей, в высокое искусство — балет. Фильм, который открыл прошлогодний фестиваль в Венеции, «Черный лебедь»стал одним из самых обсуждаемых, и не только профессиональной кинопубликой. Возможно, одной из причин такого успеха у массового зрителя стал образ главной героини – молодой балерины Нины, которой предстоит исполнить партию Черного лебедя в новой интерпретации балета П. И. Чайковского, противную ее трепетной, робкой натуре. За эту роль актриса Натали Портман получила главного «женского» Оскара. А среди поклонников таланта актрисы началось повальное увлечение балетной темой.
2. «Анна Павлова», (реж. Эмиль Лотяну, 1983 г.)
Не менее захватывающей является киноистория Анны Павловой – одной из величайших русских балерин, чье сотрудничество с Дягилевым, Нежинским, Фокиным изменило облик балета ХХ века. Состав творческой группы создателей картины международный и именитый. Так одним из продюсеров фильма является Мартин Скорсезе. А роли прославленных балетмейстеров и танцоров в картине исполнили профессиональные артисты отечественного балета: Михаил Крапивин, Петр Гусев, Марат Даукаев. Актриса Галина Беляева, как и Натали Портман, в детстве профессионально занималась балетом. Пиком «танцевальной карьеры» киноартистки и стала главная роль в картине «Анна Павлова». Уникален этот фильм еще и тем, что все танцевальные номера соответствуют эпохе, именно так и танцевали в начале XX века. Картина существует в двух версиях – короткий, двухсерийный, и фильме из пяти частей, адаптированный для телеэфира.
3. «Белые ночи», (реж. Тейлор Хэкфорд, 1985 г.)
Американский фильм «Белые ночи» также отчасти является биографией великого танцора Михаила Барышникова. Сам Барышников, сыгравший в этом фильме танцора Николая Родченко, во время гастролей в Канаде в составе труппы Большого театра попросил политического убежища. «Невозвращенца» Родченко, по трагическому стечению обстоятельств (самолет совершает аварийную посадку на территории СССР), сотрудники КГБ пытаются заставить вернуться на сцену Кировского театра, где в реалии долгое время солировал Барышников. Фильм по-хорошему, по-американски захватывающий и драматичный. Кроме прославленного танцора главные роли в картине исполняют Изобелла Росселлини и Грегори Хайнс. Но главное, почему стоит смотреть этот фильм, это танцевальные номера в исполнении Михаила Барышникова. Импровизация под песню «Кони» Владимира Высоцкого действительно «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю» исполнена великим танцором так, что «аж сердце ноет, душу тянет».
4. «Мой папа Барышников», (реж. Дмитрий Поволоцкий и Марк Другой, 2011 г.)
Главный герой картины «Мой папа Барышников» Боря (Дмитрий Выскубенко)– студент хореографического училища Большого театра. Однажды увидев фильм «Белые ночи», решает, что любовь к балету досталась ему по наследству от отца, великого танцора Михаила Барышникова. В подтверждение этой «догадки» мать Бориса (Анна Михалкова) говорит, что была «близко знакома с Михаилом». Светлая и трогательная история о молодом таланте Борисе Фишкине и окружающей его действительности, где вопрос «Че дают?» совершенно не означает — «Какой спектакль сегодня вечером на сцене Большого?».