В начале марта в Швейцарии открылся очередной 83-й ежегодный международный автосалон, на котором была представлена богатая экспозиция новинок автомобильной индустрии. Благодаря приглашению компании Subaru мне удалось побывать на открытии экспозиции и сделать краткий репортаж о новых моделях, концептах и технологиях.
Всего на Женевском автосалоне было представлено публике 130 мировых и европейских премьер. Общее число экспонентов — 260 (более 900 автомобилей в 7 павильонах). Основным «трендом» в настоящий момент является создание экологически чистых и экономичных автомобилей, поэтому в модельной линейке практически всех автопроизводителей появились не только концепты, но и «живые» серийные автомобили с гибридной или полностью электрической силовой установкой.
На стенде Dacia, входящей в концерн Renault-Nissan представили новое поколение бюджетного универсала Logan MCV. Выглядит намного солиднее, чем прошлая модель, продаваемая в России под именем Lada Largus. Третьего ряда сидений больше нет (для этих целей есть отдельный минивэн Lodgy). Двигатели такие же, как у нового Логана — трехцилиндровый бензиновый турбированный двигатель объемом 0,9 литра и хорошо знакомый по Duster 1,5-литровый турбодизель. До России скорее всего эти двигатели не доедут. Рядом на стенде показали спецверсию кроссовера Duster, отличия которого свелись к затемненным фарам и черной решетке радиатора.
Opel был весьма щедр на премьеры: среднеразмерный кабриолет Cascada (на фото), концепт городского кроссовера Adam Rocks, схожий с ним раллийный концепт Adam R2 и новый 1,6 тубродизель для Opel Zafira Tourer (136 лс/320 нм). Также представили коммуникационную систему ItelliLink с повышенной совместимостью с мобильными устройствами на операционной системе iOS.
Компания Mitsubushi, честно говоря, занимается очень странными вещами. Вместо того, чтобы обновлять существующие и сильно устаревшие модели они показывают электрические концепты будущего. Как вам прототип нового Mitsubishi L200 под названием GR-HEV? Обещают Super Select 4WD с S-AWC и гибридной дизель-электрической силовой установкой. А вспоминая весьма неоднозначный первое время дизайн прошлого поколения пикапа, у нас есть все шансы увидеть новый серийный L200 максимально похожим на этот концепт. Рядом был концепт компактного электрокара CA-MiEV, который, по сути, является продолжением продающегося i-MiEV, но с увеличенным вдвое запасом хода.
Главная новинка стенда Chevrolet — родстер Corvette под названием Stingray. Также на стенде показали электромобиль Spark EV с весьма серьезными ТТХ: электромотор выдает 130 лошадиных сил и развивает 542 Нм крутящего момента. В остальном, это самый обыкновенный бюджетный Spark.
Skoda порадовала поклонников марки новой Octavia Combi. Автомобиль стал еще больше, просторнее и мощнее. А список оснащения пополнился опциями, ранее недоступными в этом сегменте. Среди них адаптивный круиз-контроль, ассистент движения по полосе, система распознавания усталости водителя, превентивная система безопасности, мониторинг пространства перед автомобилем (автоматическая остановка на скоростях до 30 км/ч), система предотвращения вторичных столкновений, автоматическое управление дальним светом, парковочный автопилот (круговой парктроник), система распознавания дорожных знаков, система выбора режима движения (Driving mode selection). Список всех улучшений и изменений в лучших традициях концерна занимает несколько страниц, поэтому нет смысла перечислять их полностью.
SEAT показал трехдверную версию — Leon Sport Coupe. Наконец-то испанские дизайнеры угомонились и сделали нормальный автомобиль. Все в порядке и с эргономикой, теперь они не портят то, что было сделано концерном VW для автомобилей платформы MQB. Из «фишек» — Leon единственная модель сегмента С на рынке, для которой опционально предлагается полностью светодиодное головное освещение.
В Audi без лишнего пафоса показали новые концепты и серийные модели. Среди них гибридный Audi A3 e-tron (бензиновый двигатель 1,4 литра 150 лс и электромотор мощностью 102 лс) и «заряженный» компактный кроссовер RS Q3 (310 лс/420 Нм). Тем временем уже представленный ранее кабриолет RS5 тщательно ощупывают и фотографируют китайцы. В первый день автосалона их было особенно много — вооружившись блокнотами, линейками и фотоаппаратами они тщательно снимали размеры со всех новинок. Вот он, промышленный шпионаж в чистом виде.
Американский производитель электрокаров Tesla представил самый быстрый серийный электрокар. Спортивная версия Tesla Model S разгоняется до 100 километров в час за 4,4 секунды, а максимальный запас хода с аккумуляторной батареей емкостью 85 киловатт-часов составляет рекордные 480 километров (запас хода и динамика несовместимы).
А как вам такой телевизор в салоне? Мне кажется немного маловат. Фото сделано в салоне прототипа Model X (в него было легче пробиться через толпу журналистов), но Model S имеет дисплей на центральной консоли аналогичных габаритов. Базовая стоимость автомобиля в Америке составляет 50 тысяч долларов.
В рамках Женевского автосалона компания Porsche отметила 50-летие и представила две новых спортивных модели. Среди них гоночный болид Porsche 911 GT3 Cup, созданный для участия в монокубке на платформе седьмого поколения 911-х.
Новинка от Lamborghini — эксклюзивный суперкар Veneno (по-испански «яд») с тиражом 3 экземпляра. Построен на шасси Avendator, а мощность V12 увеличена до 740 лошадиных сил. Особый акцент на аэродинамике — она позволяет разгоняться свыше 350 километров в час. Стоимость автомобиля около 5 миллионов долларов и весь немногочисленный тираж уже продан.
Другой производитель суперкаров, McLaren представил модель P1 с гибридной силовой установкой, состоящей из бензинового турбомотора V8 объемом 3,8 литра и электромотора. Суммарная мощность установки — 900 лошадиных сил, разгон до «сотни» — 2,5 секунды.
Renault показали новый кроссовер Captur, построенный на платформе Clio. По сути бесполезный переднеприводный автомобиль с маломощными двигателями. Рядом был презентован компактвэн Scenic XMOD, построенный по такому же рецепту — пластиковый «внедорожный» обвес и увеличенный клиренс. Впрочем, это в лучших традициях французской автомобильной промышленности.
Honda показала концепты Civic Wagon (на фото) и NSX. Экстерьер «сарая» тщательно проработан в деталях, что явно указывает на близость представленной модели к серийному производству. При этом в техническом плане никаких шокирующих изменений у Honda пока не предвидится.
Nissan показал новое поколение модели Note, которое будет оснащаться широкой гаммой электронных систем безопасности, таких как система контроля «слепых» зон, система слежения за разметкой и обнаружения движущихся объектов. Автомобиль оборудован камерами наружного наблюдения с отдельными омывателями. Интересно, их догадаются использовать в качестве штатного видеорегистратора? Мощность силовых агрегатов не впечатляет: два бензиновых трехцилиндровых двигателя объемом 1,2 (80 и 98 лс/110 Нм) и полуторалитровый дизель мощностью 90 лс.
На стенде Mazda делать нечего. Компания и так занимается неоднозначными разработками, типа двигателей серии Sky-Activ. А новую шестерку показали еще в прошлом году. И еще в MX-5 установили навигационную систему. Маловато.
Несмотря на то, что Jaguar Land Rover принадлежит компании Tata, под собственным брендом они умудряются делать вот такие страшные и убогие автомобили. Пожалуй, самые страшные автомобили автосалона (если не брать в расчет концепты электрокаров от малоизвестных брендов).
Корейская компания SsangYong представила концепт SIV-1 (на фото) и одиннадцатиместный минивэн New Rodius (Stavic) с четырьмя рядами сидений для пассажиров.
Toyota не хочет терять лидерство в производстве серийных гибридных автомобилей и представила новый гибридный универсал Auris Touring Sports, при этом трансмиссия полностью копирует уже давно представленный на рынке Prius без каких-либо качественных изменений. Дизайн, это конечно хорошо, но без новых технических решений конкурировать на рынке просто бессмысленно. Поэтому даже не буду рассказывать про футуристичный городской концепт i-Road, которому в отличие от Renault Twizy слишком далеко до серийного производства, и нет смысла писать о «лифтованной» версии RAV4 Adventure в пластиковом обвесе (вдумайтесь — кроссовер во «внедорожном» обвесе).
А вот Lexus, в отличие от Toyota практически весь модельный ряд теперь предлагает с гибридными бензин-электрическими силовыми установками. Заодно привезли концептуальное спортивное купе LF-LC, которое впервые показали публике в начале прошлого года.
В Suzuki наконец-то сделали из концепта S-Cross новый серийный SX4. Техническая начинка осталась практически без изменений — тот же бензиновый двигатель объемом 1,6 литра с пятиступенчатой механикой или вариатором CVT и в версиях с передним или полными приводом. Пожалуй, Suzuki в настоящее время один из самых отстающих автомобильных брендов.
На стенде FIAT тоже делать нечего: либо любоваться на специальную версию 500 GQ Edition, созданную в сотрудничестве с одноименным журналом, либо смотреть на Dodge Jorney под названием FIAT Freemont для Европы.
А вот по соседству, на стенде Alfa Romeo можно увидеть премьеру серийной версии компактного купе 4C, которое пришло на смену модели Brera. Среднемоторное купе 4C оснащено силовым агрегатом объемом 1,75 литра и мощностью 240 лошадиных сил, а в совокупности с массой 950 килограммов (в конструкции кузова применяется стекловолокно) разгон до сотни занимает рекордные 4,5 секунды. Стоимость новинки — 60 тысяч евро.
Jeep представил рестайлинговую версию Grand Cherokee в европейском исполнении. Никаких намеков на широко обсуждаемый в интернете концепт следующего поколения Cherokee («Juke, я твой отец») на стенде замечено не было. Как и каких-либо других новинок.
Еще один гибридный суперкар от Ferrari с названием LaFerrari. Ограниченная серия из 499 автомобилей, гибридная силовая установка суммарной мощностью 963 лошадиные силы (V12 мощностью 800 лошадиных сил и электромотор). Суперкар разгоняется до 300 километров в час за 15 секунд!
Ford показал компактный кроссовер EcoSport, который должен выступать в роли самого доступного кроссовера марки Ford. Под капотом ныне очень популярный у Ford однолитровый двигатель EcoBoost мощностью 125 лошадиных сил. Привод, разумеется, только на переднюю ось. Еще стоит отметить особую дружбу Ford с корпорацией Microsoft и активное развитие мультимедийной системы Sync под управлением операционной системы Windows.
Land Rover показал первую в мире автоматическую 9-ступенчатую коробку передач и экспериментальный, полностью электрический Defender. Пока это опытный образец с электродвигателем мощностью 95 лошадиных сил и крутящим моментом 300 Нм. Интересно, что электромотор и батарея (массой 400 кг) разместились под капотом, на месте дизельного двигателя и коробки передач. Трансмиссия осталась без изменений — постоянный полный привод с тремя свободными дифференциалами и возможностью механической блокировки межосевого дифференциала. Запас хода 80 километров по трассе или 8 часов на бездорожье (англичане измеряют емкость аккумуляторов во времени, в течение которого автомобиль может передвигаться на минимальной скорости без подзарядки, из расчета, что на серьезном бездорожье автомобиль может передвигаться со скоростью не более 1 км/ч, то есть запас хода на бездорожье всего 8 километров).
BMW продолжает пугать фанатов марки гибридным концептом Active Tourer, у которого ДВС имеет привод только на переднюю ось, а на задней оси расположен электромотор. А также в рамках расширения модельного ряда серии Grand Turismo были представлены BMW 3 GT и BMW 6 GC.
KIA показали концепт городского спортивного автомобиля Provo. И точно такая же гибридная силовая установка, где бензиновый 1,6-литровый 204-сильный двигатель имеет привод на переднюю ось, а дополнительный электромотор вращает колеса задней оси. С этим же бензиновым двигателем представили серийную модель KIA Cee'd GT претендующую на лавры таких популярных «заряженных» хэтчей, как Golf GTI, Focus ST и Astra OPC.
Еще одно чудо в сегменте компактных переднеприводных кроссоверов от Peugeot, модель 2008. Заметьте, такая тяга к компактным хэтчбекам во «внедорожном» обвесе проявляется только у французов. Лучше бы занялись разработкой гибридов. Кстати, девушек на выставке было не так много, а главное они не мешали фотографировать автомобили.
А это концепт Citroen Technospace и дядька, ковыряющийся в носу, который постоянно мешался перед объективом и мешал сфотографировать машину.
И наконец, самая громкая премьера автосалона — новый китайско-израильский автомобильный бренд Qoros с серийной моделью 3 Sedan и двумя концептами на его базе: Estate Concept и Cross Hybrid Concept, которые выглядят практически как серийные модели.
Именно с этой модели китайцы собрались захватывать европейский рынок. Журналисты с огромным интересом изучают новинку, а девочки на стенде пытаются впихнуть флешку с красивыми фотографиями салона, когда видят, что кто-то пытается сфотографировать интерьер на свой фотоаппарат. Под капотом 1,6-литровый бензиновый двигатель с системой старт/стоп в двух вариантах мощности: 126 и 156 лошадиных сил. Качество отделки салона очень достойное, если принять во внимание тот факт, что это первый опыт китайцев в создании интерьеров подобного уровня. В Европе продажи начнутся в 2014 году, и по заявлению производителя цена новинки не превысит 20 тысяч евро. Все-таки не дешево.
А говорят, что на автомобильном рынке Европы кризис и продажи падают...