Не так давно Правительство Москвы выступило со спорной инициативой касательно герметизации подвалов жилых домов: все вентиляционные продухи должны быть забраны сеткой, чтобы исключить нахождение в подвалах животных. Однако, многих людей, небезразличных к судьбе городских кошек – основных обитателей подвальных помещений, эта инициатива глубоко возмутила. Куда, по мнению чиновников, должны деваться животные: погибнуть от голода и жажды в замурованных подвалах или замерзнуть на улицах? И что в этом случае произойдет с экологией: ведь лишившись естественной защиты, город буквально утонет в крысах!
Ряд известных деятелей культуры и искусства направили мэру Москвы открытое письмо с призывом отменить негуманное и попросту опасное распоряжение. По итогам состоялась пресс-конференция, о результатах которой мы расспросили народную артистку России Римму Маркову и народного артиста России Евгения Миронова.
Римма Маркова,
Народная артистка России
Римма Васильевна, как вы оцениваете итоги пресс-конференции?
Конечно, я туда пришла в надежде на то, что что-то сдвинется. Например, я предложила, чтобы людям, которые подкармливают кошек давали какие-то средства, подвалы, в конце концов, можно оборудовать для того, чтобы там могли жить кошки, никому не мешая. Иначе мы будем ходить по колено в крысах! Но сейчас мне кажется, что из этого ничего не выйдет. Там был заместитель мэра, но у него еще пять заметителей, а у тех помощники – огромное количество людей, которые только и делают, что перекладывают бумажки. И в этих бумажках потонет любая инициатива.
Есть ли возможность пристроить этих животных – в приюты или в частные руки?
Что касается пристройства уличных кошек – да, наверно, такую кошку трудно приучить к жизни в доме, но животные, в отличие от людей, знают, что такое благодарность, и никогда не предадут.
А что делать, если часть жильцов дома против кошек?
В первую очередь, это показатель состояния нашего общества. Если у нас к людям настолько бесчеловечное отношение, что говорить о животных? К людям! К пенсионерам, к ветеранам войны, которые освободили мир от фашизма, отстояли будущее – и где оно теперь? Мы все потеряли. В первую очередь, мы потеряли нашу культуру. Академик Лихачев говорил – без культуры не будет государства, безнравственное общество обречено на исчезновение. А нам сейчас культуру заменил футбол и хоккей. И отношение общества к бездомным животным, безусловно, показатель уровня нашей нравственности и гуманизма. Да, я кормлю уличных кошек, собак. И они уже знают, когда я приду, собираются, ждут меня. Но это все, что я могу сделать.
Евгений Миронов,
Народный артист России
Евгений Витальевич, как вы оцениваете итоги пресс-конференции?
В целом, положительно. Принципиальное решение все же было принято, о том, чтобы в подвалах оставались незаделанные продухи, но как это будет работать на самом деле – покажет время.
А что делать, если часть жильцов дома против кошек? Возможно пристроить этих животных – в приюты или в частные руки?
Это не жители должны решать. Должен быть закон – и на пресс-конференции об этом говорилось. У нас до сих пор нет внятного закона о животных. Когда он появится, нам самим в первую очередь будет проще. Где жить кошкам, а где нет – это не должно зависеть от мнения отдельных граждан, будь то жители дома или чиновники. Опять же, надо проводить разъяснительную работу. В конце концов, есть же активисты, которым небезразлична судьба животных. Неужели крысы в подвалах лучше? Что касается приютов – их практически нет. В некторые приюты для собак берут еще и кошек, выделяют для них какое-то место. Но приютов для кошек значительно меньше, чем для собак. Фактически, их даже некуда будет поместить.
А кто должен отвечать за этих кошек: за стерилизацию, соблюдение ветеринарных и санитарных норм?
Разумеется, общественный совет. В каждом районе есть люди, небезразличные к животным. Из таких людей должен формироваться общественный совет, который и будет заниматься подобными вопросами.
Нам удалось получить так же комментарии одного из чиновников в сфере ЖКХ, просившего не называть его фамилию:
«Кошки и собаки – домашние животные. Их место – в доме, а не в подвале. А борьба с крысами – задача не бродячих кошек, а санэпидемстанции. Не надо смешивать эти вопросы. Проблему бродячих животных надо решать, а не ссылаться на ту пользу, которую они приносят городу, одновременно забывая про вред: шум и запах в подъездах, например. Кроме того, источник подвальных блох, которые атакуют жителей нижних этажей – не только крысы, но и те же кошки. Не надо ставить вопрос так: или кошки, или крысы. Не должно быть ни тех, ни других. В конце концов, в подвале многоквартирного дома живут обычно всего несколько кошек. Неужели столько людей, которым жаль животных, не могут организоваться и как-то устроить их жизнь?»
Чем закончится эта история, действительно покажет время. В нашем доме пока победили защитники кошек, но увы, так сказать, неофициально. Просто у работников ЖЭКа, заделывавших продухи, оказалось меньше терпения, чем у жильцов, которые каждую ночь сводили на нет результаты их работы. Разумеется, это трудно назвать решением вопроса.