Принять решение по усыновлению малыша – далеко не самое простое. Что же служит поводом для семей, которые хотят взять чужого ребенка на воспитание, любить и заботиться о маленьком человечке?
Александра Барсукова, редактор «Родные люди»
Как вам пришла в голову идея принять в семью ребенка? Сами-то вы знаете, что ваши помыслы чисты, цели благородны, а будущие трудности осознаны — но вам так или иначе придется отвечать на этот вопрос. Его будут задавать сотрудники опеки, судья, психологи и просто знакомые. И при попытке сформулировать краткий и «правильный» ответ вы, скорее всего, будете чувствовать себя дискомфортно... Вовсе не потому, что сомневаетесь в своем решении. А потому, что нельзя свести к краткой формулировке все ваши мысли на этот счет.
Каждый вопрос о мотивации (чаще всего заданный в довольно бестактной форме: «Зачем вам это нужно?») – это лишний повод задуматься о своем решении, взвесить все «за» и «против», спросить себя «почему?». «Проинспектировать» собственные ресурсы: что вы можете дать конкретному ребенку, какие трудности вас могут ожидать и как вы будете с ними справляться. И заодно поработать с собственными ожиданиями, которые так или иначе будут у вас складываться в процессе обучения в школе приемных родителей, оформление документов и общение с теми, кто этот путь уже прошел.
Невозможность иметь собственных детей
Эта причина, как правило, понятна всем, кто интересуется мотивами будущего приемного родителя. И соседке тете Маше дает повод посетовать: «Ах, бедняжечка, своих-то детишек Бог не дал», и сотруднику опеки ничего объяснять не придется — как будто доказанное медициной бесплодие что-то может сказать о конкретном человеке. Но хотя это и выглядит «самой естественной» причиной обращения к теме приемного родительства, сложностей может быть немало.
Вопросы, которые следует себе задать:
• Не слишком ли много надежд я возлагаю на долгожданного «наследника»? А вдруг у него не окажется ни одного из наших «семейных» талантов? А если он будет совсем не похож ни на меня, ни на супруга?
• А вдруг это не «последний шанс», и потом в семье появится кровный ребенок (так действительно часто случается, когда женщина перестает зацикливаться на нереализованном материнском инстинкте)?
Свои дети уже выросли
Эта мотивация часто звучит у кандидатов в приемные родители в возрасте старше сорока лет. У таких будущих родителей есть присущая возрасту мудрость и опыт воспитания детей, чаще всего есть и устойчивое материальное положение... Но также (за редким исключением) есть уже и определенный консерватизм во взглядах, и некоторые проблемы со здоровьем, и жизненная энергия уже не так бьет ключом, как в юные годы. Поэтому таким родителям хорошо бы здраво оценить собственные возможности.
Вопросы, которые следует себе задать:
• Сколько мне будет лет, когда моему ребенку исполнится 5, 10, 15, 20? Буду ли я в состоянии обеспечить ему интересную и насыщенную жизнь, в которой мне придется активно участвовать?
• Справлюсь ли я с маленьким ребенком? Смогу ли хорошо себя чувствовать при режиме дня, от которого устают даже совсем молодые и здоровые мамы и папы? Может, лучше сразу настроиться на ребенка постарше?
• Есть ли кому позаботиться о ребенке, если со мной что-то случится? (Справедливости ради стоит сказать, что этот вопрос актуален для всех потенциальных приемных родителей, особенно одиноких — но в старшем возрасте, увы, вероятность проблем со здоровьем все же выше).
Воздействие социальной рекламы
Социальная реклама, статья в газете или журнале либо каким-то другим образом полученная информация о ребенке, нуждающемся в помощи, может сподвигнуть женщину на то, чтобы уладить все формальности на пути к приемному родительству — особенно если она одинока и трезвый мужской взгляд на ситуацию не охладит ее пыл.
Вопросы, которые следует себе задать:
• Что я буду делать, если, пока я собираю документы, ребенка «с картинки» заберет кто-то другой?
• Готова ли я увидеть за фотообразом реального ребенка — с психологическими трудностями, проблемами со здоровьем? Что случится, если нарисованный в воображении образ не совпадет с реальностью?
Смерть собственного ребенка
Потеря ребенка — страшная трагедия. А когда это случается с ним в довольно взрослом возрасте, к родительскому горю часто прибавляется еще и страх «пустоты», в которой им придется провести всю оставшуюся жизнь.
Вопросы, которые следует себе задать:
• Готовы ли мы к тому, что новый ребенок — это совершенно отдельная личность, а не средство «заменить» ушедшего?
• Может, лучше подождать?
Ребенку нужен брат/сестра
Когда в семье один ребенок — он может вырасти эгоистом. Такого развития событий опасаются многие родители. И возникает вполне естественное желание взять ему братишку или сестренку такого же возраста.
Вопросы, которые следует себе задать:
• Готовы ли мы к тому, что приемный ребенок будет нуждаться в повышенном внимании, что вызовет закономерную ревность своего?
• Сможем ли мы удержаться от открытого сравнения детей?
Страх одиночества
У друзей и ровесников давно семьи, дети и соответствующие интересы, и от этого одиночество кажется еще более явным. Казалось бы, ребенок — лучшее средство от одиночества...
Вопросы, которые следует себе задать:
• Готов(а) ли я расстаться с привычками, которые неприемлемы в семейной жизни?
• На чью помощь я могу рассчитывать?
Желание сделать доброе дело
Дать семью одинокому ребенку — дело, несомненно, хорошее. Как и любая другая искренняя помощь. «Сирота приносит в дом счастье», — говорили наши предки. И те родители, которые приняли в семью ребенка-сироту, могут подтвердить правоту этого утверждения, хотя совершенно ничего такого не ожидали...
Вопросы, которые следует себе задать:
• Почему я выбираю именно такое «доброе дело» — ведь принести пользу можно и другими способами?
• Готов(а) ли я к тому, что мой поступок далеко не у всех вызовет одобрение, и мое решение будут открыто обсуждать или осуждать?
Эстафета любви
«Меня когда-то усыновили, и я знаю, что приемные родители — родители настоящие». Выросшие приемные дети лишены многих страхов — в отличие от тех, кто вырос в кровных семьях и, тем не менее, принял решение усыновить или взять под опеку ребенка. Кроме того, если их жизнь сложилась счастливо, они могут быть уверены в том, что их решение найдет поддержку в семье родителей.
Вопрос, который следует себе задать:
• Готов(а) ли я к тому, что моя жизнь будет развиваться совсем по другому сценарию?
Наталья Моисеева ( Мама Тани, 3 года 2 месяца, в семье 4 месяца):
«Мы всегда, всегда хотели девочку. Настолько, что я даже покупала в детских магазинах девчоночьи вещи — многие потом дарила знакомых, но кое-что оставляла себе, как будто знала, что пригодятся! Но у нас росли два парня... У меня были некоторые проблемы со здоровьем, так что предполагаемая третья беременность могла быть очень тяжелой. Не последнюю роль сыграло то, что моя зарплата — это основной доход нашей семьи, и терять хорошую работу не хотелось. Да и где гарантия, что у нас снова не родился бы мальчик? А нам просто хотелось дочку!»
Если вы определились с мотивацией и смогли ответить на все вопросы, то первый шаг к принятию решения, которое изменит вашу жизнь, сделан!
Что делать дальше – читайте наши материалы в специальном проекте «Родные люди».