Обычно, когда пишут о его истории, начинают с Дианы фон Фюрстенберг и 1970-ых годов. Это логично, поскольку именно этот дизайнер и именно в ту пору и сделала его популярным. Однако можно заглянуть и немного дальше...
Имя Клер Маккарделл у нас почти неизвестно, а ведь когда-то журнал «Лайф» включил ее в список «Ста самых влиятельных американцев XX века»! Она была одной из основоположниц демократичной американской моды, и создавала одежду для женщин, которые вели, что называется, активный образ жизни. Занимались домашним хозяйством, ходили на работу, ездили отдыхать, и при этом чувствовали себя уверенными, в том числе – в собственной привлекательности.
Сейчас это – норма, а тогда, в 1930-1950-ых, все только начиналось... И в 1942 году Маккарделл придумала платье-халат, которому суждено было стать знаменитым. Это была свободная одежда с запахом, сделанная из денима, которую можно было надевать поверх другой одежды, более нарядной. Позднее, немного видоизменяясь, это платье станет основой для множества моделей, от банного или купального халата до пальто и нарядных платьев.
Однако, то платье с запахом было, скорее, домашней одеждой, а вот в пир, мир и добрые люди выпустила его Диана фон Фюрстенберг, еще один знаменитый американский дизайнер. В 1972 она, только-только вступив в мир моды, сама появилась на рекламном плакате – худенькая эффектная брюнетка в платье с запахом сидела на большой белой коробке, на боку которой было написано: «Почувствуй себя женщиной, надень платье!» То самое платье, благодаря которому Диана вошла в историю (по крайней мере, в историю моды).
Шить она сама не умела, так что ее замыслы воплощали в жизнь несколько нанятых портних. Как будет говорить Диана, в придуманных ею платьях не было «ничего особенного – просто кусок ткани с рукавами». На самом деле все гениальное просто – у платьев был крой, который выгодно подчеркивал почти любую женскую фигуру. Он скрывал недостатки, акцентировал внимание на талии, а в результате получались соблазнительные «песочные часы», чрезвычайно женственный силуэт. Но вместе с тем платье с запахом было очень легко надевать и снимать, оно не стесняло движений, словом, оказалось очень удобным. А еще эти платья были сделаны из тканей с яркими принтами, и отлично подходили для самых разных случаев.
Что ж, они оказались универсальным нарядом, и немедленно начали пользоваться огромным успехом. Да что там – просто сенсационным! И недаром платье с запахом войдет в музейные коллекции – оно оказало огромное влияние на моду 1970-ых. «Я помогала женщинам выглядеть лучше, чувствовать себя лучше, быть более уверенными в себе».
К 1975 году было продано пять миллионов таких платьев! В 1976 году фотография Дианы появилась в журнале «Ньюсуик» и там же было написано, что она – самая «продаваемая» женщина-дизайнер со времен Коко Шанель. А сама Диана говорила: «Я не занимаюсь модой. Я просто делаю одежду для таких людей, как я».
Однако вскоре оказалось, что рынок просто перенасыщен – если выпускать по двадцать тысяч платьев в неделю, то рано или поздно ими обзаведутся все желающие... И в начале 1980-ых Диана ушла из мира моды – казалось, на этом ее история, как модельера, и история платья с запахом подошла к концу. И никто, в том числе и сама Диана, не ожидал, что после этого можно будет вернуться обратно, и, мало того, вернуться с триумфом!
В 1999 году она появилась на показах домов моды «Диор» и «Шанель» в своем фирменном платье, а вскоре и восстановила свой бренд и подписала эксклюзивный контракт с крупной сетью универмагов, которая должна была представить пресловутые платья (к тому времени их выискивало на блошиных рынках молодое поколение, которое сполна оценило то, что носило в свое время поколение предыдущее).
Так публика вновь получила платья с запахом, но модели, конечно, были обновлены – в частности, у них были уже более узкие воротники, более короткие подолы и т.д. К тому же, теперь для их производства стали использовать другую ткань: «Сначала это было итальянское хлопковое джерси – замечательная вещь, платья из него до сих пор держатся. А потом я решила сделать такую ткань из шелка, отправилась в Китай и там разработала шелковое джерси». И платья с запахом вновь стали пользоваться популярностью! Теперь же они считаются классикой...
Что ж, скажем спасибо Диане фон Фюрстенберг, благодаря которой это произошло, и давайте разберемся, чем же так хорош этот силуэт.
Тем, что зрительно, благодаря диагональной линии запаха, он делает бедра стройнее, талию – уже, отлично подчеркивает бюст, и все эти волшебные превращения не требуют никаких усилий.
Да, конечно, сначала нужно поработать, правильно подобрав платье – цвет (однотонное? темное или светлое? с принтами?), ткань (лучше всего легко драпирующаяся, но какая – тонкая или плотная?), длину (обычно выбирают до колен, но вдруг вам нужно чуть длиннее, или, наоборот, короче, чтобы выгодно подчеркнуть ноги?), рукава (без рукавов, если у вас идеальные руки? универсальная длина «три четверти»?), форму выреза (узкий треугольник, чтобы вытянуть шею и акцентировать внимание на груди? с шалевым воротником? а, может, с круглым?), поясок (яркий, контрастный? или в тон платью, чтобы не «перерезать» фигуру?), форму нижней части, юбки (А-образная, которая скроет недостатки бедер? или «карандаш», который подчеркнет их стройность?).
Словом, надо продумать все детали, это правда. Зато потом платье честно будет работать на вас. Льстить фигуре. Подходить и для работы, и для свиданий. А еще в нем очень удобно... Так что платье с запахом, повторимся, приятно во всех отношениях!