Ученые протестировали группу подростков в возрасте от 12 до 16 лет, а через 4 года повторили тест (соответственно респондентам уже было 16-20 лет). Результаты, опубликованные на страницах авторитетного британского научного журнала Nature, порядком удивили. Хотя считается, что начиная с отрочества IQ практически неизменен, у одних ребят он стал значительно выше, у других – ниже (максимальный разрыв с предыдущим показателем составил 20 баллов по стандартной шкале IQ). Чем конкретно обусловлен такой значительный разрыв, ученые пока сказать затрудняются.
«Мы нашли четкую связь между изменениями в структуре мозга и изменением IQ», – рассказывает руководитель исследования, профессор Кэти Прайс. В частности, увеличение вербального IQ сопровождалось повышением плотности серого вещества мозга в левом полушарии, в зоне, связанной с речью. А увеличению невербального IQ сопутствовали аналогичные изменения плотности в области мозжечка, отвечающей за координацию движений. «Обычно мы оцениваем способности детей и определяем направление их образования в достаточно раннем возрасте. Но, как показывает исследование, в этот момент их интеллект еще может активно развиваться. Поэтому надо быть очень внимательными. Не стоит «сбрасывать» со счетов отстающих – возможно, через несколько лет их IQ значительно увеличится», – напоминает учителям и родителям профессор Прайс. Вот и получается, что «двойки» в дневнике и проваленные тесты еще ни о чем не говорят!