«Хочуха»
Первым стремление к свободе обычно выражаются в детских понятиях «Хочу!» или, как вариант - «Можно?». Ребенок еще и говорить не умеет, но уже всеми своими криками, плачем, изгибами тела явственно показывает, что жизнь его будет всегда несчастной, если он не получит именно сейчас эту игрушку. «А можно я не пойду не спать? Не хочу есть кашу! Не буду делать уроки, убирать в комнате». Потом, уже в подрощенном состоянии, научившись говорить, он, бывает, не хочет идти в армию, жениться, работать. Случаются, правда, и ситуации обратного свойства, но тем не менее. «Хочуха» - болезнь страшная, весь ее анамнез перечислить невозможно. Она регулярно проверяет на прочность нервы и отношения как между родителями и детьми, так и между самими родителями. Замечу, по природе своей дети – опытные интриганы, умело вклинивающиеся между родителями, играют на слабых сторонах характеров взрослых для достижения своих сугубо корыстных целей. Детки – инстинктивные политики, как правило, не хуже тех, что входили в клан Медичи. Особенно быстро они добиваются нужного результата, если в семье нет ладу. Ловко находят брешь в отношениях старших, лавируя, как Одиссей между Сциллой и Харибдой.
За своими детьми я не помню каких-либо запоминающихся по своей отчаянности приступов «хочухи». Но вот в борьбе с моими желаниями мама, помнится, изломала на моей «пятой» точке не одну хлудину (так в украинских семьях называют розгу). Однажды мне сильно захотелось шерстяной спортивный костюм, в котором, по моему тогдашнему мнению, я должен был круто выглядеть на легкоатлетических тренировках. Прибалтийский шерстяной спортивный костюм – предел мечтаний, жуткий дефицит в советское время, стоил тогда дорого. До этого я обходился скромным хлопчатобумажным трико, а тут вдруг, когда в семье не было денег, мне резко захотелось выделиться. После нескольких минут увещеваний и добрых слов, которые не возымели своего действия, мамой были предприняты иные убедительные меры воспитания. Надо отдать должное, папа руки на своих детей никогда не поднимал, а лишь с высоты своего авторитета разбирал ситуацию. Часто в таких случаях он лишь иронично перефразировал Карла Маркса: «Битие порождает сознание» и тем самым, кстати, всегда подтверждал полномочия мамы на рукоприкладство.
«Мама, можно?»
Любое явление имеет две стороны. Обратная сторона детских капризов заключается в том, что не выражая свою волю, не добиваясь поставленных целей, не доказав свое право на поступок, на какую-либо собственность, ребенок не воспитает в себе волевые качества. Ребенку нужно и должно уметь определять свои потребности, стремиться к реализации желаний, иначе как он вообще станет человеком?
По мнению детей, главная проблема жизни в том, что границы между «хочу» и «нельзя» им устанавливают взрослые. Отчасти дети правы, ведь родители, воспитатели, учителя воспитывают, как известно, в меру своих, часто очень своеобразных, представлений о нормах морали, правил общежития и общественного устройства. Жизнь есть жизнь, ничто не идеально. И тут важен баланс, ведь в тех понятиях, что взрослые заложат ребенку в голову, ему, как в клетке, придется провести всю жизнь. Ребенок, которому все нельзя, вырастет не меньшим уродом, чем тот, которому все можно. Разумность ограничений и ответственность свободы нужно воспитывать на каждом шагу, вспомните классическое «мама спит, она устала». Не понимают – начинать заново, как пел Высоцкий, «бить не надо, а не вникнут – разъяснять».
Для успеха в жизни важно сопротивляться окружающей среде, искать новое. К этому зовет нас основной инстинкт, не тот, что означен в фильме с шикарной Шерон Стоун, а другой, инстинкт самосохранения. Испытывая неизвестное, мы тем самым расширяем свой жизненный ареал. Жестко ограничивая ребенка, не помогая ему преодолевать запреты и страхи, всегда есть вероятность того, что мы можем вырастить маленького такого чеховского «человечка в футляре», который всего боится и ничего не хочет. Так что пусть под нашим чутким руководством дети преодолевают границы дозволенного, но только там, где это нужно, важно и полезно. К примеру, решило чадо добиться невозможного, к его услугам спорт. Пусть бежит в спортзал, тренируется, работает – путь на пьедестал долгий, долго потеть придется! Хочется ребенку разрушить все сложившиеся традиции, привить обществу иные вкусы, пожалуйста, но пусть он делает это, занимаясь искусством: играет в ансамбле, рисует, танцует, ваяет! Решил перевернуть мир, изменить все существующие правила, низвергнуть в пучину авторитетов всех времен, как говорится, не вопрос – пусть выбирает науку! Благо, любая из сфер человеческого знания держится на шатком фундаменте авторитетного мнения. Вперед, дорог много, и они открыты!