Да, наглым быть удобнее. Не зря же говорят, что наглость – второе
счастье. Неужели куртуазность отжила свое?
Правила этикета: как вести себя в ресторане Отнюдь, просто существуют ситуации, когда просто необходимо забыть о хорошем воспитании и манерах. Ведь что такое наглость? Это излишняя самоуверенность, чувство безнаказанности, плохое воспитание, граничащее с хамством. Но как ни парадоксально, именно эти качества иногда помогают добиваться цели. Где один человек в ответ на удар подставляет вторую щеку, другой – дает сдачи и отпор.
Итак, с какими же основными проблемами сталкиваются вежливые люди.
Проблема: вам кажется невежливым спорить с людьми старше вас
В детстве нас учили не спорить со старшими. Мол, они мудрее, опыта больше, им лучше знать ответ на тот или иной вопрос. На деле же старшее поколение – такие же люди, как и младшее. И они тоже могут ошибаться. Если вы считаете, что в каком-то принципиально важном моменте (например, когда ошибка может повлечь за собой серьезные последствия) человек старше вас не прав, сообщите ему об этом. Это не будет невежливым, если, конечно, вы донесете свое мнение в корректной форме.
Как не перейти черту
Стоит избегать споров по пустякам. Не всегда в них рождается истина. Кроме того, в запале можно наговорить лишних слов. Поэтому не вступайте в спор в том случае, когда убеждения человека не мешают никому, кроме него самого. Вряд ли вам удастся доказать собственную правоту, а вот отношения испортятся точно.
Проблема: вам кажется невежливым хвалить себя
Вежливый человек должен быть скромен. Если вы хорошо выполняете свою работу, вас отметят и так. Правильно? Увы, нет. Наряду с профессиональными навыками очень важно искусство самопрезентации. Другими словами, даже если вы отлично выполняете свою работу, об этом мало кто узнает, пока вы скромно сидите в уголке и ждете, когда вас оценят по заслугам. Не стесняйтесь подчеркивать свой профессионализм и периодически напоминайте начальству о заслугах. Иначе ваше заслуженное место займут менее талантливые сотрудники, умеющие лучше подать себя.
Как не перейти черту
Не переусердствуйте! Многочисленные напоминания о единичной удачной сделке не повысят ваш престиж в глазах начальства. В искусстве самопиара легко можно перейти ту грань, после которой вас будут воспринимать не как профессионала, а как хвастунишку, человека с завышенной самооценкой, за словами которого ничего не стоит.
Проблема: вы не можете перебить собеседника
Иногда человек бесцеремонно вторгается в зону вашего внимания. Это может быть коллега, отвлекающая вас от работы, или разговорчивая бабуля в общественном месте. Часто мы не решаемся прервать нежданного собеседника, потому что нам это кажется невежливым. Однако беседа хороша тогда, когда она интересна всем участникам. Если же обсуждаемая тема вам неприятна или неинтересна, вы вправе об этом сообщить.
А с появлением соцсетей, виртуального публичного пространства, возникла другая проблема, когда сплошь и рядом незнакомые или даже знакомые люди, легко и бесцеремонно вклиниваются в ваш диалог. И зачастую не с самыми приятными комментариями. Вот как тут вежливо сказать, не скатившись до уровня оппонента, что мнение этого наглеца вас меньше всего интересует?
Как не перейти черту
Перебивая собеседника, не переходите на личности. Согласитесь, фраза «мне неинтересна эта тема» лучше, чем «что за чушь ты несешь?». Словом, ничего не мешает вам выбрать корректную форму ответа, но даже и в этом случае собеседник все равно может на вас обидеться и сказать что-то в резкой форме. Не стоит уподобляться ему. Иначе беседа может превраться в словесный «пинг-понг», в перебранку. Если видите, что человека уже «несет» и его трудно остановить, разумнее просто извиниться и уйти от этого «монолога».
Проблема: вы не можете отказать никому в помощи
Пожалуй, только отъявленным циникам чуждо сострадание и отзывчивость. Многие из нас охотно приходят на помощь другим. К сожалению, вежливость, деликатность и тактичность часто делают нас жертвами чужих манипуляций. И зачастую неожиданно обнаруживается, что помощь ближнему не только воспринимается как должное, но и в какой-то момент становится прямо-таки вашей обязанностью. Не бойтесь отказать! Конечно, в ответ можете услышать все о своей человечности и бездушии. Но однозначно – обоснованный отказ в помощи не делает вас ни невежливым, ни черствым человеком.
Как не перейти черту
Отказ должен произноситься спокойным тоном – не виноватым, но и не раздраженным. У каждого человека может быть собственная причина для отказа.
Проблема: вы не считаете приемлемым жаловаться
В массовом сознании плохо увязывается образ вежливого человека, пишущего жалобу. Тем не менее, если ваши права нарушаются, об этом можно и нужно сообщать. Вежливо, разумеется. Обоснованная жалоба часто оказывается намного результативнее пассивного ожидания и молчаливого самоедства.
Как не перейти черту
Иногда очень трудно сохранять спокойствие в ответ на чужую наглость или хамство. Но в ответ «качать» права и хамить – совершенно нерезультативно. Куда эффективнее будет сделать глубокий вдох и… попросить позвать начальство, например. Или потребовать контакты головного офиса. В конце концов, жалобную книгу, чтобы достойно «вылить» свое негодование на бумаге.
Вежливость – дело добровольное
Если кто-то регулярно использует вашу вежливость против вас, стоит несколько пересмотреть свои установки. Но забывать о вежливости совсем не стоит. Вам же нетрудно уступить место в автобусе или пропустить кого-то без очереди?
Быть вежливым человеком приятно. Это позволяет радовать других людей и радоваться самому. Главное – помнить, что вежливость тесно связана с чувством собственного достоинства. Без одного нет другого. Сохраняйте самоуважение – это позволит соблюсти баланс между вежливостью и разумной наглостью в любой ситуации!