Суррогатное материнство: за и против

Суррогатное материнство: за и против

Вокруг суррогатного материнства во всем мире бушуют нешуточные споры. Разрешать или запрещать? И если разрешать, то на каких условиях? Допустимо ли вообще суррогатное материнство с точки зрения морали и религии? Эта болезненная тема была подхвачена и кинематографистами. О проблемах суррогатного материнства снят не один фильм. 

Аргументы противников

Противники суррогатного материнства в ходе полемики приводят множество обоснованных и необоснованных утверждений:

 • необходимость отдать выношенное и рожденное ею дитя серьезно травмирует психику женщины, попирает ее материнские чувства, даже если младенец совершенно чужой  генетически;

 • вынашивание чужого ребенка за деньги равносильно торговле детьми. Любой, у кого достаточно средств, может заказать малыша «с доставкой». Ребенок превращается из дара в товар – все тяготы беременности и родов достаются исполнителю, а заказчик получает наследника в конверте с бантом;

 • по мнению многих феминисток, сурматеринство – это эксплуатация женщины, использование ее в качестве инкубатора, чьи чувства никого не волнуют;

 • у биологической матери не образуется особая связь с ребенком, которая возникает во время беременности. У нее могут не проснуться материнские инстинкты, и она не примет кроху, рожденного другой женщиной, как родного. Из-за этого и мама, и ребенок всю жизнь будут мучаться от психологических проблем;

 • суррогатное материнство противоестественно, так как подобного нет в природе;

 • суррогатная мать может разрушить семью, потому что отец будет считать ее настоящей матерью своего малыша;

 • суррогатное материнство противно божественному замыслу. И христианская, и мусульманская церкви запрещают своим прихожанам прибегать к услугам суррогатных матерей. С позиции этих религий, суррогатное материнство ведет к разобщению брака и нарушению таинства зачатия – дети должны зачинаться только в законном браке и вынашиваться родной матерью. Кроме того, к сурматеринству представители духовенства предъявляют и все претензии, которые их вероисповедание имеет и по отношению к ЭКО – единственном законном способе зачатия сурмамой чужого малыша.

Аргументы сторонников

Причины бесплодия
Как бывает обидно, когда, несмотря на все старания, тест на беременность упорно продолжает показывать только одну полоску! Но если попытки зачать ребенка не увенчиваются успехом в течение года, то стоит задуматься о причинах бесплодия.
Екатерина Сазанова
Читать далее
Тем, кто поддерживает суррогатных матерей и людей, которых к ним обращаются, тоже есть, что ответить:

• первый и основной довод в пользу суррогатного материнства в том, что для многих бездетных пар оно – единственный шанс завести своего ребенка. Только благодаря сурмамам тысячи семей обрели родного малыша;

• женщины участвуют в программе только добровольно, никто никого не принуждает, так что об эксплуатации не идет и речи;

• очень многие сурмамы становятся таковыми не из-за жажды обогащения, а в стремлении помочь бездетным людям стать родителями;

• позволить себе ребенка, рожденного таким образом, могут не только очень богатые – если в качестве сурмамы выступает родственница или подруга, то вся программа обойдется не сильно дороже обычной беременности после ЭКО; 

• возникновение материнских чувств у биологической мамы не связано напрямую с тем, сама она рожала или нет. Но, как правило, те, кто обращается к сурмаме, уже много лет безуспешно пытаются стать родителями естественным способом и давно ждут и заранее любят своего малыша.

Позиция ESHRE

Чтобы снизить накал подобных споров, Европейское Общество Репродукции Человека (ESHRE) разработало основные этические положения, касающиеся суррогатного материнства:

  1. Потенциальные риски и моральные возражения – недостаточная причина для запрета суррогатного материнства.

  2. Во избежание эксплуатации женщин и оскорбления человеческого достоинства допустимо только альтруистическое суррогатное материнство. Компенсироваться должны только расходы, непосредственно связанные с беременностью: медицинская помощь, питание, специальная одежда, а также возмещение утраченного из-за «особого положения» дохода.

  3. Подписывая договор, суррогатная мать и биологические родители берут на себя определенные моральные обязательства, от которых не имеют права отказаться после наступления беременности. В частности, сурмама должна со всей ответственностью относиться к вынашиванию малыша, а заказчики обязаны принять рожденного ею ребенка вне зависимости от любых обстоятельств (кроме смерти обоих родителей).

  4. При заключении договора должны быть учтены интересы супруга (партнера) суррогатной матери и ее родных детей.

  5. Не рекомендуется использовать в качестве донора яйцеклетки саму сурмаму, т.к. это может повлечь за собой дополнительные психологические проблемы у нее.

  6. Суррогатная мать идет на беременность добровольно и сознательно.

  7. Аборт допустим только по медицинским показаниям, и никто не может сурмаму к нему принудить.

  8. Сурмама должна, в первую очередь, руководствоваться интересами вынашиваемого ребенка, в том числе, при выборе способа родов, хотя заставить ее принять определенное решение никто не в праве.

  9. Ребенок имеет право знать, что был рожден суррогатной матерью. 

Суррогатное материнство – очень неоднозначная вещь. Но пока оно остается единственным способом сделать бездетные пары счастливыми, мир от него вряд ли откажется.

Материалы по теме

Комментарии

Главная
Эфир
Программа
Видео
Меню