Первый раз в первый класс: почему мы боимся школы и как преодолеть этот страх

Первый раз в первый класс: почему мы боимся школы и как преодолеть этот страх

Первого сентября боятся и дети, и взрослые. И неизвестно, кто тревожится больше: будущие школьники или их родители. Почему мы испытываем страх перед школой и как можно с ним справиться, рассказала Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем, специалист по детско-родительским отношениям, эксперт в Вальдорфской педагогике и мама пятерых детей-погодок.

Взрослые страхи

Во многом отношение к школе у детей формируют родители. Если мы испытываем тревожность по этому поводу, то и ребенок будет бояться школы. Почему мы, взрослые и ответственные люди, испытываем страх?

1. Неизвестность. Мы не можем предсказать, что ждет ребенка в школе. Нас пугает, что у него не сложатся отношения с одноклассниками или учительницей, мы боимся. Что ребенку будет сложно освоить школьную программу, высидеть целый урок, справиться с походом в туалет, переодеваниями, уроками физкультуры и так далее. Вместе с тем, мы не всегда уверены в себе и своих силах и не знаем, сможем ли помочь ребенку в трудной для него ситуации.

2. Собственный негативный опыт. Если ваша первая учительница была больше похожа на Бабу-Ягу, а одноклассники постоянно подшучивали над вами, то вы подсознательно перекладываете свой негативный опыт на ребенка и не ждете от школы ничего хорошего. И, в целом, если мы считаем, что окружающий мир опасен и тревожимся по любому поводу, то и школу воспринимаем аналогично.

3. Страх перед возрастом. Здесь мы боимся не самой школы, а того, что ребенок взрослеет и постепенно удаляется от нас. Если мы не готовы к сепарации, то школу воспринимаем как угрозу нашим отношениям с ребенком, и поэтому боимся ее. Кроме того, школа прямо указывает на то, что мы не молодеем, а дети растут. Не все могут принять этот факт.

4. Страх перед переменами. Школа меняет жизнь всех членов семьи. У детей появляется больше ответственности и самостоятельности. Родителям нужно, с одной стороны, быть включенными, с другой – не давить и доверять. Изменения в распорядке рождают множество новых вопросов и новых задач: как все организовать, как совместить режим первоклассника и работу, когда делать уроки, нужны ли помощники и так далее.

Наш мозг – ретроград. Он хочет, чтобы мир вокруг был привычным, понятным и предсказуемым, поэтому на все новое и переменчивое он реагирует страхом. Это совершенно нормально.

Детские страхи

Несмотря на то что дети более открыты всему новому, даже незначительные изменения в жизни вызывают у них тревогу. Что уж говорить о таких значительных, как переход из детского сада в школу? Кроме страха перед переменами, дети могут бояться школы и по другим причинам:

1. Негативные истории. Если в семье есть старшие братья или сестры, которые постоянно рассказывают об ужасах школьной жизни, или родители вспоминают собственные школьные годы исключительно с содроганием, то ребенок начинает воспринимать все, что связано со школой в негативном ключе. И вполне естественно, он не хочет идти туда, где, по рассказам людей, которым он доверяет, ему будет плохо и сложно.

2. Завышенные ожидания. Иногда прямо, иногда косвенно мы внушаем ребенку, что ждем от него хорошей учебы, быстрой и легкой адаптации, социальной активности и успешности. Но дети могут быть не столь уверены в себе, поэтому боятся, что могут разочаровать родителей и не справиться с возложенными на них ожиданиями. Особенно сильно от этого страдают дети родителей-перфекционистов из авторитарных семей.

3. Груз ответственности. Мы говорим детям, что от учебы в школе зависит вся их дальнейшая жизнь. И это действительно так: если ребенок легко усваивает школьную программу, получает хорошие оценки и активно участвует в жизни школы, ему проще поступить в престижный вуз и устроиться на работу мечты. Но говорить о будущем с семилеткой – значит положить на его плечи ответственность, которую он не может ни понять, ни переварить.

4. Неготовность к школе. Дети развиваются по-разному. Одни уже в 6 лет полностью готовы к школе и психологически, и интеллектуально. Мозг других не «успевает» сформировать нужные для школы навыки к 7 годам. Такие дети могут испытывать тревожность перед школой, просто потому что они к ней не готовы и им нужно чуть больше времени для созревания всех нужных систем.

5. Повышенная тревожность. Одни дети довольно легко относятся к переменам, хоть и не любят их. У других едва заметные изменения в ежедневном распорядке вызывают приступы тревоги и страха. Конечно, такие дети будут острее реагировать на изменения.

Практически со всеми страхами (как родительскими, так и детскими) можно и нужно работать. Это облегчит адаптацию к школе и сделает обучение если не легким, то как минимум приятным процессом.

Преодолеваем страхи

Бороться со страхом не нужно – это только усилит их и не приведет к положительным изменениям. С ними нужно работать: определить причину и найти решение или выход из ситуации. Проработка детских страхов – зона ответственности взрослого, поэтому алгоритм одинаков и для будущих школьников, и для их родителей.

1. Определяем причину. Проработка страха зависит от того, какой причиной он вызван, поэтому очень важно понять, почему и чего именно вы или ребенок боитесь. Для себя используйте письменные практики и фрирайтинг. Пишите все, что приходит вам в голову по поводу школы, не думая об орфографии и грамматике. Так вы поймете, что вас на самом деле пугает. С детьми используйте метод свободной игры: любимая игрушка идет в школу, а ребенок рассказывает, какие опасности ее ждут. Также можно использовать терапевтические сказки, когда дети и родители вместе придумывают историю о персонаже, который идет в школу, или свободные рисунки, когда ребенок рисует опасности, которые, как он думает, ждут его в школе.

2. Придумываем план. Если страхи рациональны, например, вы или ребенок боитесь, что не сложатся отношения в коллективе или с учителем, придумайте план действий на этот случай. В случае плохих отношений или буллинга ребенок должен знать, что он может обо всем рассказать родителям, и уже взрослый будет принимать решения в этой ситуации. Если вы или ребенок боитесь, что первоклассник не справится с программой, придумайте вместе, что вы можете сделать в этой ситуации, например, позаниматься в выходные или найти репетитора. Так постарайтесь проработать каждый страх.

3. Снижаем планку. Конечно, мы хотим, чтобы наши дети были успешными, хорошо учились, а в будущем нашли прекрасную работу и свое место в жизни. Но стоит ли уже в первом классе поднимать планку до невероятных высот, если подготовиться к поступлению в вуз мечты можно всего за 2–3 года? Лучше поговорите с ребенком о том, что он хочет получить от обучения и где сможет применять полученные знания. Поищите кружки и секции по интересам ребенка – не все знания и навыки может дать школы. Продумайте запасные варианты. Возможно, к старшим классам, когда у него будет немного опыта и знаний, ребенок вообще не захочет получать высшее образование, а поступит в кулинарный техникум на повара. И ему будет намного спокойнее, если у вас будет несколько жизненных сценариев, а не один-единственный путь.

4. Проговариваем, но не пугаем. Говорить ребенку, что в школьной жизни его ожидает только приятное, – значит, соврать ему. Конечно, он будет сталкиваться с разными трудностями, и намного лучше, если он узнает о них заранее и от тех людей, которым он доверяет. Расскажите, что могут быть конфликты с учителем или одноклассниками, проблемы с восприятием материала или другие сложности. Но все эти проблемы преодолимы, а если ребенок не знает, что можно сделать, то всегда есть родители, которые помогут ему. Но не стоит нагнетать и говорить, что эти сложности обязательно будут.

Страх перед новым и неизвестным – это совершенно нормальная реакция любого человека. Намного важнее, как мы реагируем на эти вызовы и что можем сделать. Более здоровой стратегией будет найти и обезвредить страхи, а не делать вид, что их не существует. Тогда не страхи будут управлять вашей жизнью, а вы сами. Удачи вам в первом учебном году.

Материалы по теме

Главная
Эфир
Программа
Видео
Меню