«Мам, купи!»: как ходить в магазин с ребенком без вреда для нервов и кошелька

«Мам, купи!»: как ходить в магазин с ребенком без вреда для нервов и кошелька

Зашли за молоко и хлебом, а вышли с печеньем, соком и очередной игрушкой-безделушкой? Любой поход в магазин превращается в битву и поиск компромиссов с ребенком? Обычное «Мам, купи!» вызывает у вас целую гамму чувств – от раздражения до чувства вины? Почему одни дети не могут уйти из магазина без истерик, а других будто бы вовсе не интересуют яркие обертки и новые игрушки? Можем ли мы ходить с детьми в магазин без риска получить нервный срыв? Об этом рассказала Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем, эксперт по детско-родительским отношениям и мама пятерых детей погодок.

Почему он просит? 

Многие мамы не могут выделить время, чтобы сходить в магазин без ребенка, поэтому часто совмещают его, например, с прогулкой или забегают туда после детского сада или школы. И это правильно: лишние полчаса лучше потратить не на покупку курицы и овощей, а посвятить их себе. Кроме того, ни одни родитель не сможет вечно ограждать детей от «соблазнов» магазина, поэтому чем раньше ребенок узнает что это такое и как там себя вести, тем проще будет для вас и окружающих. 

Однако при посещении магазина ребенок в некоторой степени действительно сталкивается с миром «соблазна»: вокруг него множество блестящих ярких упаковок, и, конечно, он хочет их. Однако одни дети реагируют на отказ купить очередную игрушку спокойно, а другие закатывают истерику. Почему так происходит? 

  1. Скука. Вы увлеченно выбираете продукты, постоянно переходите от полки к полке, постепенно заполняя тележку, и заняты только покупками. Ребенок в это время предоставлен сам себе. Он не знает, чем себя занять, и начинает рассматривать полки с яркими упаковками. От скуки он начинает просить то одно, то другое и очень бурно реагирует на отказ.
  2. Обида. Вы набираете продукты для всей семьи или покупаете подарки племяннику. Малышу кажется, что вы помните обо всех, кроме него, и обижается из-за этого. Истерика из-за отказа купить конфету или маленькую игрушку – способ сказать вам, что ему грустно и обидно.
  3. Гнев. До определенного возраста все дети эгоистичны. Им кажется, что все вокруг принадлежит им. И когда вы говорите, что не можете или не хотите покупать ребенку десятый попрыгунчик, он злится, что его желания не совпадают с возможностями.
  4. Дискомфорт. Если вы идете в магазин после насыщенного дня в детском саду, долго ходите по магазинам и выбираете продукты, ребенок сильно устает. Он может захотеть есть, пить или сходить в туалет. Из-за дискомфорта нервная система ребенка работает в режиме повышенной опасности, и любое неосторожное слово может спровоцировать истерику.
  5. Сенсорный перегруз. Аналогично влияет и сенсорный перегруз. В магазине много людей, играет громкая музыка и включен довольно яркий свет. Все это перегружает мозг ребенка.
  6. Желание добиться своего. Истерика – это реакция на отказ. Если ребенок знает, что слезами и криками можно добиться желаемого, он будет использовать этот метод и в магазине. Подливают масла в огонь и другие покупатели, которые вступаются за ребенка и стыдят родителей за отказ.
  7. Вседозволенность. Если папа постоянно приносит сладкое, а мама на каждой прогулке покупает игрушку, ребенок начинает воспринимать это как должное. И когда он приходит в магазин, ему кажется совершенно нормальным требовать себе новый поп-ит или жевательных мишек. 

Если родители последовательно и правильно реагируют на поведение ребенка, бесконечные просьбы и истерики можно победить.

Ходим в магазин без слез и истерики 

Преодоление детских истерик – это всегда комплексная работа. У детей нет кнопки, а у вас волшебной палочки, которая исправит все за один миг. Что же делать, чтобы ребенок не клянчил конфеты и не плакал в магазинах?

  1. Планировать заранее. Перед походом в магазин обязательно расскажите, куда и зачем вы идете. Можно вместе составить список продуктов и рассказать, что из него предназначается для всех, а что конкретно для ребенка. Так он будет знать, что его не обделили, и не будет просить что-то еще. Если получается, то за покупками лучше отправиться утром или после дневного сна – в это время ребенок еще не перегружен. Обязательно подкрепитесь перед выходом и сходите в туалет. Если за покупками приходится заходить после детского сада, постарайтесь спланировать маршрут заранее и провести в магазине как можно меньше времени.
  2. Просить помочь. Обычно мы боимся, что ребенок начнет все хватать с полок и разносить магазин, поэтому сажаем его в тележку. Ребенок мается, просить купить то одно то другое, вы злитесь, ребенок начинает плакать. Лучше включите его в процесс покупок. Возьмите такую тележку, в которую ребенок сможет складывать продукты, и пусть он приносит вам все по списку. Если в магазине есть специальные детские тележки, используйте их – ребенок может складывать в нее свои йогурты и творожки.
  3. Установить правила. Обсудите с ребенком, зачем вы идете в магазин и что собираетесь купить. Договоритесь заранее, сможете ли вы купить что-то сверх списка, и если сможете, то что именно. Если ребенок просит что-то еще, узнайте, почему он хочет именно это, что будет с этим делать и готов ли отказаться от того, что просил первым. Если ребенок не соглашается и начинает плакать, скажите: «Мне очень жаль, но мы не можем купить и машинку, и сок. Нужно выбрать что-то одно». Если ребенок продолжает наставить на своем, уйдите из магазина без покупок.
  4. Стоять на своем. Очень важно быть последовательной и соблюдать установленные вами правила. Если вы отказали, то не стоит разрешать только из-за того, что ребенок плачет, а проходящие мимо люди стыдят вас или ребенка. Нет – значит, нет. В любой ситуации.
  5. Постараться отвлечь. Постарайтесь переключить внимание ребенка, но не обещайте ему что-то материальное за хорошее поведение. Например, не стоит обещать, что ребенок получит конфету дома, если не будет плакать и мешать маме совершать покупки. Это только подкрепит его уверенность в том, что истерика – хороший способ добиться желаемого. Лучше предложите посмотреть, какие котлеты продают в магазине, или узнать, какой формы бывают макароны.
  6. Объяснять. Проговаривайте свои чувства, эмоции ребенка и причины, по которым вы ему отказываете: «Я понимаю, что ты очень хочешь мармеладки и злишься из-за того, что я тебе их не покупаю. Но если я куплю их тебе, нам не хватит денег на мясо, и нам всем придется есть на ужин только картошку».
  7. Не обращать внимания. Очень важно сохранять спокойствие и не вовлекаться в эмоции ребенка. Да, он кричит и плачет, но вы взрослые, и именно вы решаете что и как делать. Не стоит реагировать и на критику окружающих. Поблагодарите за участие и скажите, что вам не нужна помощь посторонних.

Чего делать не стоит:

  • Стыдить ребенка или говорить, что вам стыдно за то, что он не умеет себя вести.
  • Пугать полицией, охраной или другими покупателями.
  • Обесценивать его желания и чувства.
  • Обвинять в жадности и недопустимом поведении («Ты чего разнылся как девчонка?»).
  • Запрещать плакать и злиться.
  • Говорить, что он не может чего-то просить, пока сам не зарабатывает деньги.

Реакция на истерику в магазине ничем не отличается от реакции на истерики по любому другому поводу. Будьте последовательны, спокойны и продолжайте покупки. Со временем ребенок поймет, что его поведение не приводит к нужному результату и начнет договариваться с вами.

Материалы по теме

7 способов использовать игрушки с пользой
Мир детских игрушек настолько многообразен, что, кажется, нет такой сферы деятельности, которую не переложили в игровой формат.
Олеся Гаранина
Олеся Гаранина
Читать далее
Сохранить или расстаться: стоит ли спасать брак ради детей?
Решиться на развод очень сложно. А когда в семейное уравнение добавляются дети, супруги во что бы то ни стало стремятся сохранить брак. Стоит ли жертвовать всем ради ребенка? Всегда ли развод становится психологической травмой для ребенка? Рассказывает профессиональный психолог, эксперт в детско-родительских отношениях и мама пятерых детей Карина Рихтере.
Карина Рихтере
Карина Рихтере
Читать далее
Отпуск с детьми: как пережить перелет без нервных срывов
В соцсетях полно историй о том, как маленькие дети отравляют перелет всем пассажирам самолета: бегают по салону, пинают кресла, кричат и плачут. Некоторые высказываются совсем радикально и предлагают не пускать детей на борт самолета. Однако многих проблем можно избежать, если подготовиться к путешествию заранее. Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем и мама пятерых детей-погодок, поделилась, как пережить перелет и не свести с ума окружающих.
Карина Рихтере
Карина Рихтере
Читать далее
Главная
Эфир
Программа
Видео
Меню