Инфантильное дитя

Инфантильное дитя

Инфантильное дитя
Не умеет или не хочет? Почему дети ведут себя чересчур безответственно?

Инфантильное дитя
Ваш ребенок строит куличики с малышами вместо того, чтобы играть в футбол или обсуждать популярную музыку со сверстниками. Он не строит планы на будущее, не интересуется серьезными вещами, не в состоянии самостоятельно сделать уроки, позвонить по телефону или спланировать день. В чем причина такого «детского» поведения?

Одни малыши взрослеют быстрее, поражая родителей умом и смекалкой не по возрасту, другие развиваются «точно по графику», третьи слегка запаздывают. А четвертые откровенно отстают, огорчая пап и мам. Иногда, к сожалению, инфантильное поведение детей сигнализирует о задержках умственного развития или даже легкой степени умственной отсталости, когда 5 – 6-летний ребенок едва достигает уровня трехлетки. «Особенных» ребят отличить довольно легко – они путаются в решении простых задач, плохо и неохотно говорят, с трудом запоминают легкие вещи, не интересуются игрушками или ломают и портят их. Без консультации специалистов-дефектологов не обойтись.

Отставание фактического возраста от календарного встречается и у детей, страдающих от депривации или госпитализма, переживающих тяжелые психологические травмы. Если ребенок, особенно в раннем детстве, более полугода провел в больнице, доме малютки, приюте, был разлучен с матерью, находился в зоне военных действий или другом столь же не подходящем для детей месте, он может вести себя как малыш. Детское поведение обеспечивает ему психологическую защиту. Поместив ребенка в любящую семью, обеспечив ему безопасность, покой и простор для развития, отставание можно ликвидировать за год-два и ребенок догонит сверстников.

Необычный, довольно сложный для коррекции случай – инфантильное поведение, беспомощность и наивность сочетаются со сверхвысоким интеллектом, выдающимися математическими, аналитическими или творческими способностями. Такой вундеркинд предпочитает общество одного-двух знакомых малышей компании сверстников, отстает не только в социальных навыках, но и в эмоциях, довольно долго не интересуется противоположным полом и любит детские игры. Возможно, у ребенка развивается синдром Аспергера – относительно благоприятный вариант аутизма. Корректировать поведение придется со специалистом и лучше заранее смириться, что поведение сына или дочери всегда будет отличаться некоторой чудаковатостью. Но с возрастом социальные навыки улучшатся.

Тревожный сигнал – ребенок с инфантильным поведением, вообще избегающий сверстников, при этом неуравновешенный, склонный к припадкам ярости и агрессии, странным и непредсказуемым поступкам. Не исключено, что под «детскостью» прячется социопатия или даже душевное заболевание. И чем раньше начать лечение, тем больше шансов адаптировать ребенка к полноценной жизни.

С малышами я дружу

Нарочито детское поведение временами могут демонстрировать и вполне здоровые дети.

Самая частая причина регресса в поведении – появление в семье нового младенца. Дошколенок, в один момент из любимого малыша, сделавшийся старшим братом, начинает вести себя по-детски, чтобы вернуть любовь матери. Он требует бутылочку, памперсы и погремушки. На несколько дней или даже недель можно и уступить обиженному ребенку, неизменно напоминая, что это игра и скоро он из нее вырастет.

Задержка социального развития может случиться у ребенка с выдающимся интеллектом или талантом, полностью зацикленного на любимой учебе. У него просто не хватило времени на освоение навыков общения, флирта или разрешения конфликтных ситуаций. Чтобы компенсировать такое отставание, нужно подобрать ребенку интересный и доброжелательный коллектив сверстников.

«Прелестного малютку» охотно изображают балованные маленькие манипуляторы, привыкшие повелевать бабушками и мамами. Очень сложно отказать беспомощному кудрявому ангелочку, но этот ангел прекрасно знает, на какие кнопки надо нажимать взрослым, чтобы те наперебой тащили подарки и не наказывали за шалости. Лучший способ вернуть ребенка в мир сверстников – прекратить поощрять его манипуляции, поддерживая вниманием только адекватное поведение.

Нередко охотно возятся с малышами старшие дети из многодетных семей, для которых роль старшего привычнее и понятнее равноправных отношений в классе. Иногда так же поступают и единственные дети, у которых ярко выражен материнский или отцовский инстинкт, а то и педагогический талант – через десять-пятнадцать лет они станут хорошими родителями или учителями, а пока что реализуются, как умеют. Коррекции почти не требуется – достаточно проследить, чтобы у ребенка были другие друзья и интересы помимо малышей.

Низкие социальные навыки демонстрирует застенчивый ребенок, которому трудно общаться, говорить по телефону, спросить дорогу на улице или купить булку в магазине, хотя его сверстники уже сами катаются в другой город. Вариантов три – обратиться к специалистам, подобрать тренинг или отправить ребенка в театральную студию. Как только сын или дочь «расправят крылья» проблема инфантильности исчезнет.

К младшим детям и детским играм порой тянется не уверенный в себе, непопулярный ребенок. Сверстники отталкивают его, а малыши, наоборот, охотно взаимодействуют со старшим. До какого-то момента подобную дружбу имеет смысл поощрять: младший друг лучше, чем никакого. Но наблюдение необходимо – если с возрастом инфантильность не исчезает, лучше посоветоваться с психологом.

Неожиданно детское поведение могут демонстрировать подростки, которых что-то сильно тревожит или огорчает. Когда 13-14летний сын или дочь вдруг жмутся к маме, обнимаются, просят посидеть с ними, погладить по голове, берут в постель детские игрушки – ни в коем случае не стоит высмеивать их или игнорировать. Уделив ребенку внимание, обязательно стоит расспросить его, выяснить, в чем причина тревоги.

И не стоит беспокоиться – все дети рано или поздно взрослеют!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню