Домашнее обучение: за и против

Домашнее обучение: за и против

Домашнее обучение: за и против
Сейчас дистанционные занятия в школе – вынужденная мера. Однако домашнее обучение – давно уже практикуется некоторыми родителями. Что это – новая мода или возврат к старым традициям? Пользу традиционной школы оспаривают и учителя, и родители.

Звонки, парты, суровые, но справедливые учителя, лучшие друзья-одноклассники – можно ли обойтись без этих атрибутов детства? Еще каких-то  десять – пятнадцать лет назад, казалось, что нет альтернативы, школьное образование было обязательным и отвертеться от посещения классов удавалось немногим. По своему графику учились маленькие циркачи и спортсмены, актеры и музыканты, дети дипломатов. Все остальные исправно отсиживали уроки. В 1992 году вышел указ, согласно которому любой ребенок получал возможность учиться дома и сдавать экзамены экстерном. И семейное образование (или хоумскулинг) достаточно быстро вошло в моду. Выбирают его самые разные люди – продвинутые веганы и йоги, противники смешанного или светского обучения, фрилансеры и вольные путешественники, родители детей с ограниченными возможностями и даже самые обычные папы и мамы, у которых с детских лет осталось отвращение к традиционной школе. Хорошо это или плохо?

Плюсы домашнего обучения

+    Дети учатся тогда когда хотят и так, как им удобно.

+    Исключено давление со стороны педагогов и сверстников.

+    Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.

+    Возможность контролировать моральные, этические нормы.

+    Возможность жить по естественным биологическим часам.

+    Возможность изучать особые предметы – редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.

+    Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.

+    Индивидуальная программа помогает воспитать личность.

+    Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.

+    Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

-    Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.

-    Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.

-    Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».

-    Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».

-    Возникают трудности с получением дипломов, поступлением в высшие учебные заведения.

-    Родители не всегда в состоянии обучить точным предметам или искусствам, системному мышлению.

-    Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.

-    Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.

-    Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных ценностей ограничивает ребенка.

-    Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Классная комната

Необходимость домашнего обучения обуславливается несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями ребенка. Семье из мегаполиса, в которой и папа, и мама работают в офисах «с девяти до пяти», практически невозможно, да и бессмысленно переводить ребенка на экстернат – нанять ему педагога по всем предметам достаточно сложно. Для такой формы учебы нужен взрослый, который сможет выделять хотя бы несколько часов в день для занятий с ребенком, контакта с образовательным учреждением и контроля самостоятельных уроков.

Домашнее обучение – оптимальный вариант для семей, которые вынуждены много путешествовать, переезжать из города в город, жить за границей, в небольших удаленных поселках вдали от приличных школ. Индивидуальные занятия или неполное посещение школы необходимы тяжелобольным детям, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленным детям с тяжелой педагогической запущенностью. Временное домашнее обучение (на один учебный год) – часть реабилитации после тяжелых стрессов и психотравм, опасных заболеваний и т.д. В некоторых ситуациях на экстернат имеет смысл переводить одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение вряд ли подходит общительным, активным экстравертам, а также безынициативным, ленивым и неспособным к самодисциплине малышам.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга – к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения сколь-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.

Собственно домашнее обучение – индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинской справке при невозможности посещать школу.

Частичное домашнее обучение – посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинской справке.

Экстернат – самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности у руководства школой.

Дистанционное образование – обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется у руководства школой.

Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка – решать только вам!

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню