Как вернуть деньги за неиспользованный железнодорожный билет

Как вернуть деньги за неиспользованный железнодорожный билет

В условиях пандемии многие оказались в ситуации, когда выехать куда-либо оказалось невозможным. Однако если билеты уже были на руках, вернуть деньги все же хочется. Порой особых причин для этого придумывать не нужно. Существуют правила, которые при любых обстоятельствах действуют для отмены поездки.

Вернуть деньги в кассе РЖД за ненужный билет оказывается очень непросто. Так что прежде чем отменять поездку к маме, переносить отпуск, или, не дай Бог, предпочесть самолет поезду, не один раз подумайте, а лучше перечитайте условия возврата вашего билета. Наш эксперт Петр Образцов выяснил, сколько мы теряем, отказываясь от услуг РЖД.

Это было давно, еще в СССР. Однажды я заблудился в бесконечных подземных переходах Курского вокзала и вышел на нужную платформу лишь минут через 20 после отхода «скорого». Очень переживал. Однако довольно быстро в кассах того же вокзала билет поменяли на завтра, причем практически задаром. Мне повезло – в те годы купить билет на юг было непросто, а на юге приходилось занимать очередь за обратным билетом сразу же, в день приезда. Ничего себе отдых! 

Сейчас все проще. Билет все равно стоит покупать заранее, но это уже не такая большая проблема. Изменилась страна и вид экономики, но осталась практически той же реальная жизнь обычного человека. По-прежнему можно опоздать на поезд, заболеть, изменить свои планы или вообще раздумать ехать на Украину, ставшую теперь заграницей. И естественно, хочется вернуть деньги за неиспользованный билет. На этот случай наши родные РЖД предъявляют странствующим и путешествующим собственные правила этого возврата. Они не такие и жестокие, как можно было бы предположить, учитывая монопольное положение РЖД на рынке железнодорожных услуг.

Итак, вы не опоздали, а просто решили не ехать. И направляетесь в кассу возврата – на крупных вокзалах они всегда есть, на простецких станциях их функцию выполняют обычные билетные кассы. Естественно, нужно предъявить сам билет и ваши документы, но и тут РЖД благородно (я не иронизирую!) разрешает отправиться в кассу не обязательно несостоявшемуся пассажиру, а его доверенному лицу – могли же вы, в конце концов, просто приболеть или по приказу начальника срочно отправиться в Тулу за самоваром для презентации? В этом случае нужно только оформить доверенность на жену или кого угодно, причем обращаться к нотариусу не обязательно.  А куда? Да хоть бы к своему начальнику, но это отдельный вопрос и не будем сейчас на нем останавливаться. Важно только добавить, что при возврате билетов за границей, например, на той же Украине, вам должны выдать квитанцию о возврате, но деньги вы получите только дома.

Казалось бы, а зачем? Вернемся домой и там все и проделаем. Но нет, не стоит – вернетесь-то вы из Ялты только через пару недель, а сумма возвращаемых денег тем больше, чем раньше вы займетесь этой процедурой. Это, пожалуй, самый важный аспект проблемы. Например, если вы возвращаете билет Симферополь-Москва, то имеет смысл сесть в Ялте на троллейбус до столицы Автономной Республики Крым так, чтобы оказаться у кассы не позднее 8 часов до отправления поезда – тогда вам вернут ВСЮ стоимость билета, до копейки. В этом смысле отдыхать в Севастополе или Феодосии выгоднее, туда поезд подходит чуть ли не прямо к пляжу.

Впрочем, так называемый сбор за возврат все-таки вычтут (сейчас это чуть больше 140 рублей). И уточним терминологию. То, что обычно называется билетом, на самом деле – проездной документ, состоящий из собственно билета и так называемой плацкарты. В стоимость билета включены только расходы на локомотивную тягу (работа электровоза или паровоза) и инфраструктуру железных дорог (рельсы, станции, связь и т.д.).

А что это за плацкарта такая, невиданная в странах развитого капитализма? Зачем придумано продавать не просто один-единственный проездной документ – красиво оформленный билет, как, например, в любой авиакомпании?

Так вот, плацкарта – это наше национальное достояние, почти национальная идея. Когда-то, при  царе Горохе продавался билет плюс такая карточка с указанием места (плацкарта, от немецкого «карточка на место»), на котором вам предстояло лежать/сидеть всю дорогу. Билет без плацкарты, то есть без места, разрешал вам только войти в вагон, а успеете ли вы занять какое-нибудь место или нет – ваши проблемы. Сейчас такая практика сохранилась только для электричек и общих вагонов поездов дальнего следования, хотя кое-где могут продать билет без плацкарты (без места) и в плацкартный вагон, в котором «купе» лишено двери и имеются чудовищные боковые места. Вообще-то такая практика – некоторое нарушение Закона о защите прав потребителей (ЗЗПП), но какие могут быть споры с РЖД на станции Тайга-сортировочная?

Так что сейчас плацкарта − это не тип вагона (СВ, мягкий, купейный, плацкартный, общий, с местами для сидения). Это вовсе не право/обязанность ехать именно в плацкартном вагоне, хотя часто так думают, а РЖД упорно продолжает запутывать пассажиров и продает билет с плацкартой в вагоны самых разных типов.

На самом деле под плацкартой понимается вид тарифа (господи, ну зачем это словоблудие!) и самое интересное, что стоимость плацкарты дьявольски тайно включена в стоимость проездного документа и вы далеко не всегда знаете, сколько же стоит именно плацкарта.  А ее стоимость может составлять от 30 до 80% стоимости проездного документа, и это еще не предел, в фирменных поездах этот процент еще выше! Вот и думай тут, надо ли для возврата трястись в троллейбусе из Ялты, ведь билет в троллейбусе – нормальный билет, с местом! – до Симферополя тоже стоит денег, и не таких уж маленьких! Поэтому если вы подозреваете, что проездной документ придется возвращать, постарайтесь заранее выяснить, сколько стоит плацкарта.

В принципе, в этой ситуации тоже можно разглядеть некоторое нарушение ЗЗПП. В статье 32 этого закона говорится:

Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора … об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Ну хорошо, стоимость плацкарты еще можно считать фактически понесенными расходами компании или неполученной выгодой (поезд едет с одним пустым местом), но оставшуюся часть стоимости проездного документа можно было бы и вернуть, даже если вы возвращаете этот документ через месяц. Однако если стоимость плацкарты составляет столь огромную часть от стоимости проездного документа, то хлопотать незачем. Хотя если кто-нибудь из принципа решил бы заняться этим муторным делом и обратился в суд, да и выиграл его, то можно было бы требовать от РЖД изменения своих правил возврата.  

Итак, за 8 и более часов до отправления поезда – ВСЯ общая стоимость проездного документа (билет + плацкарта).

Но уже за 2 – 8 часов до отправления вычтут 50% стоимости плацкарты.

За менее чем 2 часа до отправления, а также в течение первых 12 часов после отправления поезда – минус 100% стоимости плацкарты.

Позже вернуть деньги не удастся вообще, за исключением особых случаев. А именно, если возвращаете проездной документ в течение 5 суток после отправления по причине несчастного случая или болезни – вернут только стоимость билета без 100% плацкарты. И то по справке.

Отдельный вопрос – возврат электронного билета, который вы заказали по интернету. (В данном случае под термином «билет» понимается все тот же проездной документ). Другими словами, у вас ничего нет, кроме эсэмэски с личным кодом, который вам должна прислать железнодорожная компания после заказа. Заплатить за билет можно в специальных терминалах или салонах сотовой связи, карточками или наличными, со счета в банке или электронными деньгами. На вокзал нужно приезжать только в день отъезда, предъявить этот 14-значный код и свой паспорт и получить бумажный билет (проездной документ).

Если вы захотите его вернуть – придется сначала проделать ту же операцию, то есть поехать на вокзал, получить бумажный билет и уже с ним отправляться в кассу возврата. Вернут деньги точно так же и столько же, как и в случае обычного проездного документа с запрятанной в нем плацкартой, однако с одним важным исключением. Если вы уже прошли регистрацию своего электронного билета, то ее необходимо сначала отменить (на сайте компании или прямо на вокзале), но не позже, чем за 1 час до оправления поезда. Позже нельзя, и сдать билет тоже уже не получится.

Вернут деньги тем же способом, что вы использовали при оплате электронного билета (на карточку, наличными и т.д.), однако почему-то в течение от 7 до 30 дней после возврата. Трудно сказать, является ли такое правило прямым нарушением ЗЗПП (например, статьи 31), однако 30 дней – это явный абсурд для такой богатейшей организации, как ОАО «РЖД». Вернут не все деньги, а еще и вычтут за какие-то комиссионные и сервисные услуги, хотя вообще-то покупка билетов по интернету облегчает работу РЖД.

Правила РЖД прописаны достаточно четко, так что при их адекватном исполнении вы получите все те деньги, которые вам положены. Поэтому и не должно возникать никаких споров и отказов со стороны возвращающей стороны. Однако если вы уверены, что четко соблюдаете утвержденные ими же правила, а конфликтная ситуация все-таки возникла (то есть деньги не хотят отдавать), то следует немедленно обращаться к начальнику вокзала, а при его отсутствии − описать эту ситуацию в заявлении, указать дату и время, собрать подписи пары свидетелей (кассирша наверняка откажется подписать, но на вокзале народ всегда есть) и отправить одну копию в Приемную ОАО «РЖД» по адресу Москва, Новая Басманная, д.2. Можно и обратиться по интернету непосредственно к президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину на его блог http://v-yakunin.livejournal.com. Но скорее всего до этого не дойдет, и деньги вам обязательно вернут.

А теперь выводы. 1. Не опаздывайте на поезд. 2. Как можно скорее возвращайте неиспользованный проездной документ. 3. Разузнайте заранее, сколько стоит плацкарта. 4. Старайтесь не переносить свои планы на отдых. 5. В конце концов, не болейте, не стойте под стрелой и не переходите улицу на красный свет во избежание несчастного случая. А на юге не заплывайте за линию буйков!

Материалы по теме

Комментарии

Главная
Эфир
Программа
Видео
Меню