«Из России с любовью»: девушка из низшего общества

«Из России с любовью»: девушка из низшего общества

«Из России с любовью»: девушка из низшего общества

Об их странном сожительстве судачил весь Париж. Она же во избежание сплетен старалась не показываться с ним на людях. Завистники утверждали – их отношения построены на сексе. А что еще может связывать малообразованную русскую сироту, плохо говорящую по-французски, и 63-летнего богатого художника, прославившегося изображением обнаженной натуры?

Именно ее портрет станет самой дорогой его картиной и будет продан за 33 млн долларов. Его жена публично называла ее потаскухой и жадной аферисткой. А она дарила русским музеям принадлежащие ей картины знаменитого французского художника Матисса. И до конца жизни отрицала, что они были любовниками...

Ранним сентябрьским утром 1932 в квартиру знаменитого художника Анри Матисса в Ницце позвонили. Сам Матисс был в мастерской и дверь открыла его жена Амели. На пороге стояла скромная девушка. «Здравствуйте, я пришла к вам по объявлению, которое прочитала на автобусной остановке. Я из России. Меня зовут Лидия Делекторская», – робко произнесла она. Так 22-летняя девушка оказалась в мастерской 63-летнего художника, о котором даже ничего не слышала. Лидия отчаянно нуждалась в работе, а по французским законам эмигранты могли претендовать лишь на определенные вакансии – манекена в модном доме, статиста на киносъемке, сиделки или натурщицы. То, что Матисс взял ее к себе помощницей, было для Лидии, уставшей подрабатывать на изнурительных танцевальных марафонах в кабаре и плохо знавшей французский язык, большой удачей.

Archives Henri Matisse
Лидия в мастерской художника в Ницце, 1932 год. Фото: Magdalena Jaume

Делекторская родилась в 1910 года в Томске, в семье врача. Ей было 12 лет, когда во время эпидемии тифа и холеры умерли ее родители. Сестра матери с семьей бежали в Харбин от большевиков, взяв с собой и сироту. Там в 19 лет Лидия вышла замуж за соотечественника, который увез ее в Париж. Но семейная жизнь не сложилась – Лидию и ее мужа связывали лишь ностальгические чувства по России. Через год супруги развелись, и, не желая оставаться в одном городе с бывшим мужем, Делекторская переехала в Ниццу, где с 1917 года Матисс жил с семьей.

Archives Henri Matisse
 Художник и его модель обращались друг к другу только на «вы». Матисс обращался к ней «мадам Лидия» 

Художник взял ее на работу в качестве ассистента студии, чтобы она помогала в подготовке масштабной фрески «Танец». Лидия проработала всего полгода и вынуждена была снова искать заработок. Но за это время Делекторская произвела большое впечатление и на Матисса, и на его жену. Поэтому супруги вновь наняли ее, чтобы ухаживать за слабой здоровьем Амели и вести домашнее хозяйство. Вначале Лидия приходила каждый день. Затем ей предложили работу с жильем и питанием. Так в октябре 1933 года Делекторская переехала в дом Матисса и прожила там 22 года до самой смерти мастера. Она была сиделкой, занималась хозяйством, потом стала музой художника, называвшего ее «свет моих очей» и его натурщицей, а впоследствии секретарем. Сдержанная, полная чувства собственного достоинства, щепетильная в денежных вопросах, Делекторская была для Матисса самым близким человеком и преданным другом. 

Так что же их все-таки связывало? Была ли между ними любовная связь? Почему Делекторская не могла иметь детей? Смотрите выпуск документального цикла «Из России с любовью» 

Видео по теме

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню