Уж в оперу  невтерпеж!

Уж в оперу невтерпеж!

Уж в оперу  невтерпеж!
Где, кроме как в Большом, побаловать себя хорошими постановками любителю оперы.

Опера
В новейшие времена территория классического музыкального театра в столице значительно расширилась. И это замечательно! «Сходить в Большой» уже не означает «быть не таким как все, а гораздо лучше».  Это означает «приобщиться к бессмертному искусству». Хотя….все-таки лучше. Просто с совершенно иной стороны. Все поняли? Продолжаем.

Территория оперы приросла несколькими новыми оперными коллективами, что позволило массовому зрителю (хотя операдаже в Москве особенно массовым искусством не является) не только не быть жертвой хронического аншлага двух-трех оперных площадок, но и подчас сравнивать постановки наиболее популярных оперных шлягеров, идущих одновременно в нескольких театрах.

Вероятно, наиболее демократична и доступна (в нескольких смыслах) слушателю сцена «Геликон-оперы». По своей сути, это театр для всех. Здесь есть спектакли для «уверенных пользователей» оперного жанра, для детей и даже отдельно  для – любителей кофе! Это небольшое по времени представление «Кофейная кантата» на музыку И.-С. Баха, идущее дважды за вечер, 2 и 3 мая.

16 – 19 мая в театре, который на время реконструкции, переехал с Никитской на Арбат, будет идти последняя, на все предыдущие непохожая, опера Дж.Верди «Фальстаф». Кроме, так сказать, автора текста, некого У. Шекспира, к созданию действа приложил мастеровитую руку режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, по совместительству – художественный руководитель «Геликон-оперы». Спектакль веселый и чуть рискованный в смысле упоения земными радостями, но это и есть его достоинство. Весна же…

Еще четыре дня, с 23 по 26 мая, будет идти, наверное, самая безусловная по сюжету, характерам и исторической правде русская опера «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова. Мрачноватый и трагически, чисто по-оперному, заканчивающийся сюжет, несомненно предоставит слушателю тот самый чистый катарсис, за которым, собственно, последние 200 лет мы и ходим в оперу.

Приятный нюанс в общении с «Геликон-оперой» представляет собой политика театра в отношении цен на билеты. Они в принципе недороги, а для социально незащищенных граждан по нашим временам почти символичны.  

Центр оперного пения Галины Вишневской, расположенный в престижном районе, на Остоженке, работает с 2002 года. Профессиональных певцов, особенно молодых, он интересует как учебное заведение, в котором можно, не выезжая из России, получить бесценные уроки у «звезд» мирового уровня. Для зрителей Центр — это еще один полноценный оперный театр, где регулярно даются спектакли, которых в действующем репертуаре десять. Зал здесь средних размеров (336 мест) и приспособлен также для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями. Готовясь посетить Центр Галины Вишневской вместе с таким человеком, при покупке билетов не забудьте предупредить об этом кассира. 

В мае в Центре оперного пения можно приобщиться к творчеству двух столпов русской музыкальной классики М.П. Мусоргского («Борис Годунов») и  П.И.Чайковского («Евгений Онегин»). Изначально написанные по пушкинскому драматургическому материалу, это очень разные вещи, хотя одинаково достойные внимания. Заметим, что авторы музыки считали свои произведения скорое музыкальными спектаклями, нежели «чистыми» операми.   



13 мая 2012 года, почти через год после неоднозначно принятой премьеры, можно еще раз услышать музыкальную драму о Смутных временах. Конечно, Мусоргский не для оперного новобранца, но ведь не обязательно воспринимать оперу как череду красивых мелодий – для этого есть, скажем, «упоительный Россини, Европы баловень, Орфей». Если надо от чего-то отталкиваться, то пусть это будет музыкальный вариант «драматической повести», как называл ее сам автор. «Борис Годунов» Пушкина не был типичной поэмой, а опера Мусоргского не является типичной оперой, а, значит, ее необходимо посмотреть каждому интеллигентному человеку. Опера – искусство многослойное, синтетическое, а в этой конкретной постановке весьма привлекательна сценография художника Валерия Левенталя.

24 мая 2012 года в очередной раз будут давать «Евгения Онегина». Этой постановкой Центр отметил свое пятилетие, а особенно интересного в ней то, что режиссером-постановщиком спектакля был Марис Лиепа. «Лирические  сцены», впервые поставленные студентами Московской консерватории, так и остались неким традиционно молодежным творческим продуктом. Не из-за простоты, нет. Из-за той искренности, которую требует эта, по сути, повесть о первой любви. Молодость, к сожалению, нельзя сыграть, даже в таком условном жанре, как опера, ее надо иметь. 

 
Да, опера вещь сложная во всех отношениях. Конечно, есть такой упрощенный и малозатратный вариант, как концертное исполнение. Оркестр на сцене, нет танцевальных сцен и характерных костюмов, а драматическая игра минимальна – даже умереть-то герою эффектно нельзя! Но и это неплохо – особенно, для опытных слушателей, которые могут сосредоточиться единственно на музыкальном материале и мастерстве исполнителей. Но все-таки когда оперный театр есть, а своего постоянного дома у него нет, это…неправильно.

…2 марта в Камерном зале Московского Международного Дома музыки с большим успехом прошел премьерный показ представления «Ищите приму, или Что посеешь, то и пожнешь». Давал его самый молодой музыкальный театр Москвы «Русская опера», появившийся на свет в 2008 году в результате усилий самих певцов, ныне составляющих костяк труппы. Режиссер-постановщик Лариса Кривцова назвала сюжет спектакля «простой и легкой историей о мужчинах и женщинах». Оставим на совести политиков и спецслужб то обстоятельство, что современному россиянину история о похищении и пленении полудесятка оперных примадонн кажется «простой и легкой». Тем не менее, интрига именно в этом.

…В Италии, в сказочной Флоренции одна  за другой исчезают несколько оперных примадонн. Ворует их среди бела дня Директор театра, решивший переучить их на более серьезных певиц. Не избегает этой участи и русская дива Полина, прибывшая в Италию на гастроли. Очутившись в подвале, превращенным маньяком от музыки в репетиционный зал, Полина быстренько возглавляет сопротивление, но… Если бы не появление ее поклонника,  русского Князя, дело могло бы кончиться для несчастных певиц  весьма плачевно. Однако он все-таки появился, и конфликт разрешается в абсолютно актуальном ключе – богатый (новый?!) русский просто покупает у реформатора-неудачника его театр.

Сейчас в его репертуаре, кроме «Ищите приму…», три полнокровных оперных спектакля  «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Гензель и Гретель» Хумпердинка и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. А где и когда в следующий раз можно будет увидеть представление «Русской оперы». У-у! Вот в чем интрига! Раз нет своего здания, но есть только небольшой офис и репетиционный зал, уловить их трудно… Заходите на их сайт www.rus-opera.ru.

Словом, ищите оперу! Она того стоит!

 

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню