Но если еще пару десятков лет назад ведущие мировые автопроизводители во главу угла ставили ходовые качества автомобиля, то сейчас появилась новая тенденция – забота об окружающей среде. Вот тут-то инженеры и «вернулись к истокам», вспомнили об альтернативных видах топлива, с которых, собственно, и начиналась история автомобилестроения. К тому же, разговоры о скором исчерпании нефти в последнее время ведутся все активнее, так что поиски альтернативного топлива становятся все более и более актуальными.
Если наши предки ездили на электрических автомобилях, чем мы хуже? Электричество с самого начала назвали одним из лучших видов альтернативного топлива. Вреда для окружающей среды – ноль, эффективность двигателя весьма впечатляющая, эксплуатационные расходы невысокие... Казалось бы, вот она – панацея! Однако на деле все оказалось не так просто. Первое и главное, чего требуют электромобили, – это инфраструктура заправочных станций. А ее создание – это дело длительное и весьма недешевое. Кроме того, и сама заправка, и замена батареи для автовладельца «влетят в копеечку». Словом, взять и разом перевести машины на электричество в погоне за экологичностью пока еще не удалось ни одной стране мира.
Тогда инженеры предложили еще один вариант – совместить «зеленые» технологии электромотора с преимуществами простого и привычного двигателя внутреннего сгорания. Получились так называемые «гибриды», которые сейчас есть в арсенале любого автопроизводителя (у одних пока на стадии проектов и концептов, у других – в серийном производстве). Первым массовым бензиново-электрическим автомобилем в мире стала Toyota Prius. Вот уже 6 лет эта машина присутствует на рынке, а гибридные технологии активно развиваются по всему миру. Однако широкого распространения Prius и его «собратья» пока не получили. Причин тому несколько: во-первых, высокая цена автомобиля по сравнению с бензиновыми или дизельными аналогами, во-вторых, добавочный вес машины (два двигателя вместо одного) и, как следствие, худшая динамика, в-третьих, отсутствие той самой инфраструктуры для подзарядки (в России, например, с этим совсем плохо). Кстати, статистика показала, что эффективность гибридного силового агрегата может проявиться только в условиях города с пробками и светофорами: на трассе при движении по прямой расход топлива у гибрида будет даже выше, чем у привычного авто.
Еще один вид топлива, который предложили в качестве альтернативы современные концерны - это водород. Многие из вас еще из школьного курса химии помнят, что при соединении с кислородом этот элемент дает обычную воду – именно она и является «выхлопом» автомобиля, а энергия, образующаяся при реакции, приводит машину в движение. Однако проблем с водородом еще больше, чем с электричеством: добыча и хранение этого газа – дело весьма дорогое и хлопотное, не говоря уж о строительстве специальных заправок.
Кроме того, если говорить о современных альтернативных видах топлива, то ни один из них не является на 100% безвредным для окружающей среды. Дело в том, что предприятия, занимающиеся производством водорода, или электростанции, дающие электричество, все равно загрязняют атмосферу. Причем делают это иногда в таких устрашающих объемах, что сводят на нет всю последующую статистику «зеленых» автомобилей.
Есть, конечно, и другие, менее распространенные виды альтернативного топлива. К примеру, биотопливо, которое получается из растительных или животных жиров. В разных странах его предлагают вырабатывать и из кукурузы, и из овса, и даже из... помета животных! Сырье проходит специальную обработку и превращается в топливо, которое (в чистом виде или в смеси с обычным бензином/дизелем) заливается в бак автомобиля. Естественно, пока производство подобного топлива ведется в минимальных объемах из-за высокой цены. Однако кто знает, может, когда-нибудь мы действительно начнем «кормить» наших «железных коней» овсом?
Ходят слухи, что один украинский умелец, житель города Харькова, создал машину, которая спокойно ездит на обычной воде. В Австралии уже много лет с успехом проходят соревнования автомобилей, питающихся исключительно солнечной энергией. А вот безымянный французский изобретатель предложил концепцию автомобиля, работающего просто на воздухе (правда, воздух для этого предварительно требовалось охладить до -100 градусов). Одним словом, при желании вариантов альтернативного топлива можно придумать очень много.
Однако, несмотря на такое разнообразие, бензин и дизель до сих пор остаются фаворитами мирового автомобильного рынка. Дело в том, что на данном этапе недостатки каждого вида альтернативного топлива значительно превышают их достинства, так что однозначной пользы просто не получается. Но наука и техника идут вперед семимильными шагами... И может быть через много лет наши потомки будут воспринимать бензиновый или дизельный автомобиль таким же пережитком прошлого, каким нам сейчас кажется старинный паровоз?
Комментарии