Bernardaud: главные по тарелочкам

Bernardaud: главные по тарелочкам

Bernardaud: главные по тарелочкам
Фарфоровая мануфактура Bernardaud в этом году отмечает 150-летний юбилей. Но несмотря на солидный возраст, не теряет свежести взгляда и страсти к экспериментам.

01
Полуторавековая история французской фабрики Bernardaud неотделима от истории лиможского фарфора. Во второй половине XVIII века ремесленникам города Лиможа крупно повезло – в его окрестностях было открыто месторождение белой глины. По легенде, жена местного врача придумала использовать ее вместо мыла и стирального порошка. А вскоре сосед-аптекарь выяснил, что глина содержит каолин – ключевой компонент для производства фарфора, за которым в то время охотилась вся Европа.

Мануфактуры стали появляться одна за другой, и уже к началу XIX века Лимож стал признанной столицей фарфора. Фабрика Bernardaud возникла в самый удачный для отрасли момент – в 1863 году, в разгар правления Наполеона III, когда в моде были пышные балы и приемы. Традиционное лиможское качество и большой спрос на фарфоровые изделия обеспечили мануфактуре Bernardaud мгновенный успех и таких заказчиков, как императрица Евгения, для которой был создан сервиз Eugenie Montijo, и российский император Николай II.

 

В начале XX века тогдашний владелец компании Леонар Бернардо открыл представительство в Нью-Йорке, адаптировав традиционный французский фарфор к новой клиентуре. Дело продолжили его сыновья, внуки и правнуки: в наши дни мануфактура Bernardaud – последний семейный бизнес в Лиможе.

В XX веке предприятие успешно пережило кризисы и мировые войны. В 1949 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию в послевоенной Франции, Мишель Бернардо построил первую в Лиможе туннельную печь, которая обеспечивает постоянную температуру обжига. Компания охотно шла не только на технологические, но и на стилистические эксперименты. В 1967 году промышленный дизайнер Раймонд Лоуи разработал для нее первый столовый сервиз в духе модернизма.

Bernardaud  активно сотрудничала с художниками, среди которых были Рой Лихтенштейн и Сезар. В начале XXI века к работе привлекли и знаменитых дизайнеров: так, братья Фернандо и Умберто Кампана создали в 2010 году провокационную коллекцию Euro Tropiques. Продолжая традицию, нынешний президент компании Мишель Бернардо основал Фонд Бернардо (Fondation d’entreprise Bernardaud) для поддержки молодых художников и мастеров Лиможа.

 

Каждый год компания выпускает в продажу около 20 новых моделей, а также разрабатывает посуду по индивидуальным заказам, производит мебель и ювелирные украшения. После приобретения Бывшей Королевской мануфактуры (Ancienne Manufacture Royale) – первого фарфорового предприятия в Лиможе – в распоряжение Bernardaud перешел бесценный архив со старинными рисунками и эскизами.

 

В ассортименте появились новые, а точнее, «хорошо забытые старые» изделия, например столовый сервиз Louis XV. Его прообраз был создан по заказу Людовика XV для дворца Фонтенбло. Для фабрики 2013 год стал особым – впервые за свою историю она широко празднует юбилей. По случаю 150-летия выпущены десять наборов фарфоровых тарелок, рисунки для которых разработаны звездами современного искусства, среди них любимец миллионеров Джефф Кунс и кинорежиссер Дэвид Линч.

Майкл Лин и Саркис обратились к восточной эстетике, вдохновляясь тайваньским национальным текстилем и японской техникой обработки керамики кинцуги. Джефф Кунс и дуэт Prune Nourry and JR использовали для оформления фарфора фотографии, а Марлен Моке писала на тарелках красками, как на холстах. Директора фабрики Мишеля Бернардо такое разнообразие только радует: «Я уверен, что, какими бы ни были вкусы коллекционеров, наши работы им понравятся».
Фарфор Bernardaud представлен в бутиках Gallery Royal.

текст КСЕНИЯ ОЩЕПКОВА

Copyright © 2013 OOO «Хёрст Шкулёв Медиа» Все права защищены.

Главная Эфир Программа Сериалы
Меню