На привокзальных рынках, в магазинчиках около метро, на украинских и турецких курортах российского покупателя поджидает приятная встреча с джинсами, майками и ботинками, дубленками, пиджаками и духами самых знаменитых производителей. Но мы-то люди опытные и знаем, что все эти «Гуччи» и прочие «Лореали» сделаны в лучшем случае в Польше, в худшем – в подвале соседней пятиэтажки. Такой вариант подделки называется контрафактом и определяется как продажа товара, изготовленного неизвестно где и неизвестно кем, но выдающего себя за товар известной фирмы. Однако контрафакт является все-таки лишь разновидностью фальсификации, которую Правила торговли определяют как действия с целью обмана покупателя путем подделки товара с корыстной целью.
Таким образом, если вы купили вполне качественное сливочное масло с этикеткой «Valio», но потом узнали, что оно не финское, а костромское – вы попались на контрафакт. Но повторюсь, к самому маслу претензий нет. А если в пачке оказался маргарин или смесь отвержденных растительных масел (спред), то вас просто обманули – вы купили чистый фальсификат (подделку).
Или вот другой вариант контрафакта. Допустим, вы купили маечку с надписью «Gucci» или «DKNY», хотя отлично понимаете, что это подделка – хотя бы потому, что настоящие маечки от Гуччи или Донны Карен стоят в 10 раз дороже. Однако если маечка пошита из нормальной хлопчатобумажной ткани с качественными нитками и не линяет после первой же стирки, то с точки зрения нас, покупателей, мы имеем дело с подделкой скорее не самого товара, а бренда. Это 1-й вариант подделки товара, который нам даже выгоден. Сюда же относятся и товары с немного измененным брендом («сходство до степени смешения»), например, липовая «Саламандра» вместо «Саламандер». Конечно, контрафактная продукция наносит большой урон знаменитым фирмам, но пусть уж они переживают, а мошенников подвергают судебному преследованию – мы-то по другую сторону прилавка.
Следующие два варианта подделок мы рассмотрим на примере наиболее часто подделываемых товаров. Разумеется, это товары, которые пользуются постоянным спросом. В нашем случае, к огорчению демографов и несчастных жен и детей, олимпийским рекордсменом в данной области является водка. Подделки элитного коньяка «Хеннесcи» - редкое явление, поскольку французский коньяк дорог и его покупают только небедные потребители и не часто. А торговый оборот обычной водки чрезвычайно велик – так уж сложилось в стране «с названьем кратким Русь» (С. Есенин).
И вот нам на глаза попадается водка с привлекательным названием, например, «Аристократическая» − по очень низкой цене, вполне доступной аристократам, ночующим на трубах теплотрасс или в фанерных домиках на детской площадке. «Аристократическая» не выдает себя за «Столичную» или «Абсолют», так что подделки бренда здесь нет. Однако то пойло, которое влито в эту бутылку, не имеет никакого отношения к напитку под названием «водка» и отвечающему ГОСТ Р 51355-99 «Водки и водки особые. Общие технические условия». Хорошо еще, если пойло просто дрянь, а не яд, что случается достаточно часто. Кстати, не только в России – прошлым летом в Турции целая группа наших туристов отравилась крепким алкоголем с опаснейшим метиловым спиртом, причем несколько человек умерли.
Такой 2-й вариант подделки можно считать подделкой самого товара, а не бренда. Это очень опасный вариант, но избежать возможного отравления очень просто – никогда не покупать продовольственные товары с незнакомым вам названием. Гораздо труднее избежать неприятностей при встрече со следующим, третьим вариантом подделок.
А именно, когда мошенники подделали не только сам товар, но и бренд. То есть вы купили майку от «Gucci», окрашенную токсичными оловосодержащими красками, или «Столичную» с раствором жутко ядовитого метилового спирта. Этот 3-й вариант - самый страшный. Вас не только обманули, но и отравили. Разумеется, это подлежит уголовному преследованию. В России мошенники могут получить до 6 лет тюрьмы, но такие дела возбуждаются у нас не часто. А вот четверо отравителей в Турции получили по 90 лет тюрьмы. Именно 90 лет и именно каждый!
Ваш эксперт постарался проанализировать многочисленные данные о статистике подделок на российском рынке и ответственно заявляет, что достаточно объективной информацию получить практически невозможно. На самом деле Торгово-промышленная палата, Роспотребнадзор, полиция и прочие контрольные организации предоставляют нам данные не о количестве подделок или частоты их появления, а фактически статистику обнаружения подделок в результате проверок, оперативной работы полиции и жалоб покупателей. Но все мы отлично знаем, что эти проверки проводятся не систематически и часто «по наводке» − доносам конкурентов, то есть таких же мошенников. Считается только, что подделки от всего ассортимента товаров на российском рынке составляют до 30%, но что означает это число – совершенно непонятно. Например, с уверенностью можно сказать, что подделками являются практически все предметы одежды, продающиеся под марками знаменитых дизайнеров. Подлинные маечки от «Гуччи» или «Лакост» можно купить разве что в фирменных бутиках, но даже дороже, чем на Елисейских полях. К тому же 30% - это от оборота рынка или от количества проданных штук товара? А каков оборот? А сколько продано? Точных данных нет. Единственное, что можно утверждать – количество подделок зависит от сезона.
И наконец, вот новые данные о подделках продуктов питания за первый квартал 2013 года (по данным различных проверок). Это Топ-10, но можно выделить и тройку рекордсменов: водка, оливковое масло, минералка, которую подделывают все кому не лень. Дело в том, что по определению минеральная вода – это природная вода с содержанием солей от 1 до 10 граммов в литре. А подавляющее количество «минералки» в наших магазинах представляет собой обычную, часто просто водопроводную воду, в лучшем случае очищенную на ионообменных смолах, а часто и нет. Изображение заснеженных гор и кристально-чистых родников на этикетках – это обычное введение потребителей в заблуждение.
Итак, Топ-10:
1. Водка
2. Оливковое масло
3. Сметана
4. Мед
5. Мясные консервы
6. Рыбные консервы
7. Крабовые палочки
8. Минеральные воды
9. Специи и приправы
10. Чай
Сейчас, в начале жаркого лета, следует особенно ответственно подходить к покупкам скоропортящихся товаров, например, той же сметаны.
Зимой чаще подделывают:
1. «Незамерзайка» для автомобилей
2. Теплая одежда
3. Зимняя обувь
4. Одежда и инвентарь для зимнего спорта, прежде всего беговые лыжи.
Летом соответственно чаще подделывают:
1. Купальники
2. Летняя одежда – майки, панамки
3. Летняя обувь, прежде всего кроссовки
4. Средства для (и от) загара
5. Сумки пляжные
Вне зависимости от сезона чаще всего подделывают
А. Продукты: водка, дешевое вино («портвейн»), масло сливочное и растительное, кофе и чай (особенно в пакетиках), консервы в непрозрачной таре – прежде всего, тушенку, минеральные воды – здесь полный беспредел, красную икру, мед.
Б. Промтовары: простые автозапчасти (механика, лампочки, стеклоочистители), компьютерные программы и CD-диски, стиральные порошки и другие моющие средства, бритвенные лезвия, швейцарские часы.
В. Особые виды подделок: доллары и, в меньшей степени, евро, антиквариат, лекарства, особенно недешевые.
Лекарства − это самый гнусный вид подделок. Я бы приравнял подделку лекарств к покушению на убийство (ст. 105 УК РФ). Фальсификаторам − вплоть до пожизненного.
Отметим и традиционное заблуждение. Распространенная ошибка – считать, что все импортные сигареты поддельные. Это не так, сигареты изготовлены из настоящего табака, только упакованы в Польше или где-то еще, и часто провозятся в Россию мимо таможни.
Впоследствии мы расскажем, как распознать подделку. Заранее отметим, что сделать это далеко не так просто и советуем прислушаться к нашим рекомендациям, особенно при покупке дорогостоящих товаров.