Актер Илья Носков удивляет своим доверием к миру. Это базовое качество читается во всем – взгляде, словах, смехе. Неслучайно в разговоре он несколько раз повторяет слово «сказочный»: и не важно, о чем идет речь – о случае ли, везении, женском идеале... Впрочем, его молодая жизнь и вправду полна таких историй – чем не сказка?
В 15 лет вы, школьник, сели в поезд, приехали в чужой город, вышли на Витебском вокзале... Как решились?
Да, правда, такая была у меня, в общем, сказочная история. Я приехал попробовать поступить в театральный (тогда ЛГИТМиК – Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии), не знаю, как решился. Страха не было, я тогда мало что понимал. (Смеется.) Я вышел на вокзале, огляделся, и у меня снесло крышу – я влюбился в этот город. Почти сразу возникло ощущение, что это мой город, что хочу быть, дышать этим воздухом, жить только в Ленинграде и нигде больше. Наверное, поэтому все получилось – я сразу поступил. Причем документы как-то так сначала никто и не спросил, потому что брат (актер Андрей Носков. – Прим. ред. Domashniy.ru) там учился. Потом спросили, конечно, я признался, что школьник, но мне разрешили остаться полуофициально, таким вольным слушателем. Я посещал все лекции и параллельно окончил вечернюю школу. Вот так год сэкономил и уже на законных основаниях попал на освободившееся место на второй курс.
Путь от «хлопчика» из Новой Каховки до интеллигентного типичного петербуржца был тернист?
Страшный был говор поначалу, избавлялся. Просто мне повезло, что моим педагогом по речи стал Юрий Андреевич Васильев, профессор. Этот человек много для меня сделал, по праву считаю его своим учителем. Чуть позже жизнь преподнесла еще несколько сказочных подарков – встречи с моими главными людьми уже в Москве: Александром Артемовичем Адабашьяном, режиссером фильма «Азазель» (первый в фильмографии Ильи Носкова. – Прим. ред. Domashniy.ru) и Виталием Мефодьевичем Соломиным. Буквально за несколько месяцев до его смерти мы встретились на «Мышеловке» по Агате Кристи. Спектакль антрепризный был, очень успешный, я его потом долго играл, когда уже не стало Виталия Соломина. Так вот эти четыре месяца в Малом театре – весь репетиционный процесс – незабываемы на всю оставшуюся жизнь. Такая актерская и человеческая школа! И еще один учитель, о котором часто вспоминаю – оператор Лебешев (российский кинооператор и актер Павел Тимофеевич Лебешев. – Прим. ред. Domashniy.ru). Хорошие у меня были Учителя, настоящие. Это навсегда, фундамент. Так же, как семья.
Мы все наслышаны о вашей крепкой семье – редкость не только в актерской среде. Поделитесь секретами?
Мир и правда катится в тартарары. Полноценных семей мало, мужиков все меньше и меньше. Самоуничтожение… (Вздыхает.) Никаких секретов у меня нет. Когда вместе, рядом, когда я не на гастролях – стараюсь выслушать и услышать, уделить внимание, подарить тепло. Женщина и мужчина – два таких разных космоса. Стараюсь видеть рядом другого человека, иногда ставлю себя на ее место, чтобы понять. Все-таки приятно ловить на себе и посылать в ответ флюиды любви. Простые вещи, мы все о них знаем, никаких секретов.
Каковы идеальная женщина и идеальная жена в вашем понимании?
Я женский идеал понимаю такой, как в русских народных сказках, там все или почти все зависит от Марьи-искусницы и Василисы Прекрасной – «утро вечера мудренее». Лечь спать надо, а утром все сделаем – все будет. (Смеется.) Вот такой у меня идеал женщины: когда она может раскрыть своего мужчину, подвигнуть на свершения. И чтоб при этом ей хватало ума, обладая таким влиянием на мужика безграничным, не выпячивать его.
Мне как раз хотелось о вашей жене спросить. Вы сейчас Полину описали?
Никто не идеален, прежде всего, я сам. Со мной очень тяжело. Я очень разный, я актер, чего стоят перепады настроения или состояние перед сдачей спектакля, когда уже в другом мире находишься: с ума схожу, на крик могу сорваться... Когда «Идиота» выпускали в театре, это же Достоевский, это Рогожин. Я предупредил, что неадекватен! (Смеется.)
Жена все понимает и принимает?
Да, старается.
Какие места в Питере любите?
Я приехал в Ленинград, живу в Санкт-Петербурге, надеюсь, это навсегда. Конечно, люблю исторический центр, канал Грибоедова. Если мысли грустные одолевают, беру жену или друга, или просто один бреду вдоль канала от Казанского собора в сторону Мариинки…
Что еще помогает справиться, когда не все сказочно в жизни?
Я верующий человек, понимаю, что для каждого свой путь и стараюсь быть чутким, стараюсь почувствовать свое предназначение. Понимаю для себя, что надо двигаться, не унывать и не роптать. Это не о том, что я всегда радужно настроен, чаще наоборот. Иногда сомнения одолевают, дергаюсь – так или не так поступить… Все бывает. Я о внутреннем ощущении, когда черные мысли накатывают волной, тогда нужно вспомнить о главном – сколько горя и зла в мире, и в зеркало на себя посмотреть: в целом здоров, руки ноги на месте, вперед! Простые вещи, но отрезвляют.
Между прочим, телезрителям «Dомашнего» ваше отражение в зеркале нравится. На телеканале часто идут сезоны «Женского доктора» с главным героем Романом Широковым – очень симпатичный доктор женского тела и души в вашем исполнении получился.
Видео по теме
Видео по теме
Хотите подлеца сыграть?
Почему нет? Отрицательные герои почти всегда интереснее. Хотя в театре есть отдушина: играю Паратова («Бесприданница» А.Н. Островского. – Примеч. ред. Domashniy.ru), Рогожина («Идиот» Ф.М. Достоевского. – Прим. ред. Domashniy.ru).
Значит, жизнь на сегодняшний день удалась?
Жизнь продолжается, абсолютно счастливым и удовлетворенным мыслящий человек быть не может. Но во всяком случае, профессия моя точно, город мой однозначно, семья и вообще все – не случайно. Дети – это божий дар, но и я к этому, конечно, отношение имею. (Смеется.) Вот это и есть, безусловно, мои главные достижения в жизни, ими могу хвалиться и гордиться. Дети, и правда, замечательные. Хочется жить, много работать, хочется еще детей родить. Стараюсь помнить, что надо заставлять себя каждый день делать добро, зло ведь само вершится, его и так много. Двигаться, никогда не унывать, и не роптать!
Сколько чемоданов в вашей коллекции?
О, уже около 40. (Смеется.) Все дома храню, из Питера никуда переезжать не собираюсь.
Смотрите в эфире «Женский доктор» по будням в 23:00.