Особенность выпускного экзамена в решающем значении его результатов для школьника. Ведь от результатов ЕГЭ зависит не только итоговая оценка обучения в школе, но и возможность поступления в выбранный вуз, а пересдать его можно лишь через год. Неудивительно, что такой груз ответственности влияет и на самого школьника, и на его семью. Как родителям правильнее вести себя в этот период?
Для начала, еще раз о том, почему ребенок волнуется. Для этого есть целый ряд причин.
• Сомневается в своих знаниях, не уверен, что достаточно подготовлен.
• Сомневается в собственных способностях: памяти, умении анализировать, концентрироваться на задании.
• Испытывает страх перед экзаменом в силу личностных особенностей (тревожности, неуверенности в себе).
• Боится незнакомой ситуации.
• Испытывает повышенную ответственность перед родителями и педагогами.
Как можно заметить, каждая из этих причин поддается влиянию. А с волнением, так или иначе, нужно справляться. Ведь состояние стресса явно не способствует успешной деятельности, каждый из нас знает это по себе.
Родители должны помочь школьнику сформировать адекватное отношение к экзаменам – как к важной и ответственной части учебного процесса, а не как к чему-то особенному. Обстановка при подготовке должна быть, прежде всего, рабочей. Очень часто можно наблюдать ситуацию, когда именно родители дополнительно накручивают школьника.
Чем могут помочь родители в этот сложный период?
1. Соберите полную информацию о процедуре проведения ЕГЭ/ГИА, его особенностях и «подводных камнях», заранее обсудите важные моменты с ребенком. Много информации можно найти в Интернете, узнать «из первых уст». Роль родителя в том, чтобы выделить действительно важное, а не пугать школьника различного рода «страшилками».
2. Позвольте ребенку самому выбрать удобный ему режим подготовки, не навязывайте свои представления, если в этом нет потребности. Например, некоторым ребятам комфортно готовиться под музыку, некоторым лучше дается материал при изучении поздно вечером, а некоторым рано утром.
3. Следите за тем, чтобы у школьника было достаточно времени на пассивный и активный отдых. Физиологический и нервный срыв – не лучший помощник на экзамене. Старшеклассники, готовясь к экзаменам, иногда просто забывают отдыхать или считают, что не стоит тратить на это драгоценное время.
4. Вы можете помочь ребенку систематизировать информацию, выделить сильные и слабые места в подготовке, можно составить план подготовки с учетом оставшегося до экзамена времени. Иначе говоря, с содержанием предмета стоит позволить школьнику разбираться самому или с помощью педагогов, а вот помочь расставить приоритеты и спланировать работу – в силах родителей.
5. Для некоторых школьников будет полезна «репетиция экзамена» с помощью вариантов прошлых лет. Попробуйте создать обстановку, максимально близкую к реальной ситуации ЕГЭ/ГИА. После «экзамена» важно разобрать ошибки – причем не только в содержании ответов, но и в настрое, распределении сил и так далее.
6. Старайтесь поддерживать, воодушевлять ребенка, верить в его силы, не нагнетать обстановку, в том числе невольно. Уверенность в своих силах – важный фактор успеха.
7. Если сын или дочь сильно волнуется, заранее расскажите о возможных вариантах развития событий в случае не самого лучшего исхода, например, пересдаче. Да, итоговый экзамен очень важен, но при неудаче жизнь не остановится. Расскажите о том, что всегда есть выходы, чтобы старшеклассник был спокойнее за свое будущее.
8. Договоритесь с ребенком, чтобы вечером накануне экзамена он раньше прекратил подготовку, отдохнул и лег спать, ведь организм тоже должен приготовиться к экзаменационному испытанию.
Ни пуха ни пера!