Всего одна ажурная деталь способна превратить самый скромный туалет в изысканный и аристократичный. Во все времена кружево считалось самым дорогим и ценным подарком, а мастериц, умеющих создавать его, увековечивали на своих полотнах живописцы эпохи Возрождения.
Сегодня настоящее кружево можно найти на аукционах, а многие дома моды готовы покупать его по цене бриллиантов.
Откуда появилось кружево, история умалчивает. Однако, по легенде, простой моряк, вернувшись из далекого плавания, подарил своей возлюбленной привезенную морскую водоросль, которую мореходы из-за тонкого переплетения называли «кружевом русалочки». Когда любимый снова отправился в долгое плавание, его возлюбленная в память о своем друге начала плести кружево, взяв за образец его подарок.
На костюмах, камзолах, ботфортах…
Первые кружева представляли собой узкую полоску с заостренными зубцами геометрического орнамента и использовались в основном для обрамления больших накрахмаленных воротников. Такими же кружевами обрамлялись, обшивались передники, носовые платки. Это уже не была просто ажурная вышивка – первое кружево не имело никакой тканой основы и являлось лишь узорчатым переплетением нитей.
На изготовление кружева могли уйти месяцы – такое украшение было роскошью. В гардеробе богачей и аристократок оно кокетливо обрамляло линии декольте на корсажах платьев, выглядывало из-под манжет длинных рукавов и облагораживало вид шелковых носовых платков. Однако у кружева был весомый аргумент в оправдание своей дороговизны – его можно было спороть с костюма и заменить другим, что означало просто сделать устаревший костюм снова модным.
«Счастливым билетом», отправившим кружево в мировую моду, стал культ пышного тела в эпоху барокко. На красавицах того времени органично смотрелись объемные вещи. Именно кружево как раз создавало нужный объем в нужных местах. В это время кружевом стали украшать подвенечные платья, пока не белые, а желтые или золотые. Больше всего кружева собирал в себе огромный накрахмаленный воротник фрэза, благодаря которому, кстати, во время трапез начали пользоваться вилками – этот драгоценный воротник абсолютно недопустимо было запятнать жиром или соусом.
Кружева с крупным рельефным орнаментом использовались главным образом для украшения мужского костюма. Из них делались воротнички, уже не накрахмаленные, а мягко лежащие на плечах, жабо, манжеты, краги перчаток; широкими кружевами украшались облачения католических священников, кружевными волнами отделывались даже раструбы ботфортов.
Новая эпоха – рококо – предъявила свои требования к кружеву, которое всегда было чувствительно к моде. Легкие и изящные орнаменты потеснили пышные, но тяжелые узоры барокко. Повсеместно начался переход к тюлевому кружеву.
Тюлевыми кружевами, влюбившими в себя весь мир, стали французские шитые иглой «алансон» и «аржантан» и брюссельские кружева. В ангажантах – многослойных оборках под манжетами – часто использовалось тончайшее кружево «алансон», с мелким цветочным орнаментом и рельефным контуром узора. Мастерицы прокладывали по контуру конский или человеческий волос и обшивали его льняной нитью. Для ниспадающих на плечи оборок, украшавших прически и головные уборы, требовалось менее легкое кружево – «аржантан».
В середине XVIII в. на радость модникам, мечтающим о больших кружевных шалях и пелеринах, придумали упрощенный способ кружевоплетения – аппликации по тюлю. По этому принципу плелись тончайшие кружева «шантильи», из черных крученых шелковых нитей, и «блонды» – легкие, прозрачные кружева из несученого шелка золотистого оттенка.
Первым кружевам в России также не была свойственна «скромность» – плетеные из аналогичного материала, они иногда дополнялись жемчугом и драгоценными камнями. А с модой на европейское платье при Петре I к нам пришли традиционные заморские кружева.
Кружево на мировых подиумах
Долгое время в новостях с мировых подиумов не было никаких упоминаний о кружеве. Даже в свадебной моде, которая из века в век шла с ним рука об руку, был другой фаворит – струящийся атлас. И вот, наконец, в начале XXI века, мода на романтическое ретро оживила мастерские и вернула кружево на подиумы.
В своих последних коллекциях многие дизайнеры использовали тонкое кружево и чуть старомодное шитье в самых разных комбинациях. Благодаря Dolce&Gabbana в моду входит плотное белое кружево-шитье в сицилийском стиле. Рафаэлла Куриель (Rafaella Curiel) в своей коллекции экспериментировала с кружевами черного цвета.
Под кружевные платья и топы дизайнеры рекомендуют надевать не только светлое нижнее белье, но и контрастное. Кроме того, предлагается сочетать кружевные наряды с грубыми вещами из замши или кожи. Ну а самые нежные особы должны обзавестись кружевными аксессуарами – туфлями или сумками.
Кстати, этот роскошный материал активно используют и в свадебной моде.
Многие современные дизайнеры любят и ценят кружево за его многогранность, стремятся сделать так, чтобы кружевные элементы оказывались в центре внимания. По мнению дизайнеров, совсем небольшого количества кружева в отделке достаточно, чтобы сделать платье уникальным, – и с этим трудно не согласиться.