Видя, что способностей ребенка вполне хватает для того, чтобы стать круглым отличником, учителя и родители порой начинают прикладывать дополнительные усилия, чтобы добиться этого – контролируют, мотивируют, нагружают факультативными заданиями. Есть ли в этом смысл?
Прежде всего, задумайтесь, почему вам так хочется, чтобы в дневнике ребенка по всем предметам были исключительно «пятерки»?
Нередко за желанием сделать из ребенка отличника стоит не вполне осознаваемый стереотип, что учиться на все пятерки – это хорошо и правильно. Так воспитывали в детстве самих родителей, это же они и внушают своим детям. Но если посмотреть объективно - облегчит ли «золотая медаль» как-то поступление ребенка в желаемый вуз? Ведь большинство современных российских вузов помимо результатов ЕГЭ котируют лишь победные места в профильных предметных олимпиадах, а никак не отметки аттестата.
Совсем не редкость и ситуация, когда «пятерки» ребенка становятся символом статуса не для него самого, а для его родителей. Успешность ребенка в учебе становится для них критерием их собственной успешности, родительской и личной. Если вы замечаете, что отметки ребенка стали для вас чем-то очень значимым, вашей личной целью, стоит проконсультироваться с психологом, вместе поискав выход из этой ситуации.
Но даже если желание быть первым по всем предметам идет от ребенка, а родители лишь поддерживают его, не будет лишним разобраться в его истоках. С одной стороны, целеустремленность – качество похвальное, с другой – важно отдавать себе отчет, стремится ли ребенок к новым знаниям, умениям, достижениям либо же ему важна лишь внешняя сторона, внешняя оценка его деятельности. Ведь ни для кого из нас не секрет, что учиться на «пятерки» можно и не обладая высоким уровнем знаний, и, наоборот, быть отличным специалистом с «тройками» и «четверками» в аттестате и дипломе. Так что же важно для вашего ребенка?
Способному ребенку учиться в начальной школе на одни пятерки может быть совсем не сложно, нужно лишь больше внимания и старания. В старшей же школе программа по школьным предметам настолько специализирована, что «пятерки» по всем предметам говорят или о том, что уровень обучения объективно слаб, или о том, что оценки ставятся необъективно, или же о том, что мы имеем дело с поистине феноменальными способностями ученика. Ведь знать на честное «отлично» одинаково хорошо и химию, и математику, и литературу, и историю, на самом деле, очень сложно. И вместо того, чтобы нанимать несколько репетиторов, чтобы «вытянуть» ребенка на «пятерки» по всем предметам, имеет смысл помочь школьнику определиться с его склонностями и способностями, будущей профессией и грамотно расставить приоритеты.
Риски «гонки за пятерками» достаточно серьезны. Ребенок, с детства привыкший воспринимать отметку как основное мерило, а родительское одобрение как основную мотивацию к учебе, и дальше очень зависим от мнения мамы и папы, и будет склонен делать что-то ради формы, а не содержания.
Потому уже с первого класса важно помогать ребенку получать удовольствие от самого процесса учебы, от узнавания нового, именно познавательный интерес должен стать основным мотивом обучения. Отметки же будут восприниматься как некий показатель, на основании которого можно задавать новые цели. Наравне с отметками обязательно должна присутствовать качественная описательная оценка и самооценка любого труда ребенка. Тогда и цифра в дневнике перестанет иметь столь магическое значение.
Напоследок хотелось бы напомнить банальную, но важную вещь. У любого ребенка в жизни должно быть что-то помимо учебы. Если ребенок станет отличником ценой собственного здоровья, отказавшись от полноценного отдыха и прогулок, ценой отсутствия друзей и общения в кругу сверстников, либо же ценой отказа от собственных хобби и увлечений, лучше от этого в конечном счете не будет никому.