Премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» действительно долгожданная. И не столько потому, что изначально прокат картины был запланирован на лето, а на деле фильм выходит в первый день зимы. Прошло более тридцати лет со дня смерти Владимира Семеновича, и за это время не вышло ни одного кинокадра! По словам сына, Никиты Высоцкого, существовало как минимум пятнадцать сценарных заявок на художественный фильм о поэте, но ни один не был реализован. В основе фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» реальная история – несколько дней гастролей в Бухаре, во время которых у Владимира Высоцкого случилась клиническая смерть. После этого он прожил только год.
Это фильм о Герое своего времени − ездил на «Мерседесе» небесного цвета, курил только заграничные сигареты, жил в безбожной стране напротив красивейшего здания католического костела, любил французскую кинозвезду.
Героини проекта «Бабье лето» на «Домашнем» Лариса Лужина и Светлана Светличная поделились своими воспоминаниями об общих фильмах, работе с Владимиром Семеновичем на съемочной площадке, отношениях за ее пределами и ожиданиями от предстоящей премьеры.
_____________________________________________________________
ЛАРИСА ЛУЖИНА
актриса кино
Народная артистка РСФСР
С Володей Высоцким мы были знакомы до нашей совместной работы в «Вертикали». Точнее, с ним был близко знаком мой первый муж – Алексей (Алексей Чардынин, оператор – Ред.). Интересно, что дружба их началась с драки, не сильной, но драки. А потом они подружились. В общежитие ВГИКа, где мы тогда жили, часто приходили Муслим Магомаев, Булат Окуджава. Бывал и Володя, но тогда он еще не исполнял собственных песен, а все больше приблатненные.
Спустя некоторое время меня пригласили сниматься в фильме «Вертикаль», где одну из ролей играл Высоцкий. Все, кто работал над этим фильмом: режиссеры, сценаристы, артисты – были очень молоды. Съемки проходили в походных условиях, мы носили неподъемное снаряжение, тяжелые ботинки. Была у нас такая шутка, что Станислав Говорухин нам кирпичи подкладывает в рюкзаки, для достоверности. Непростые условия съемок, восхождения в горы, несмотря на все это, после окончания работы мы не расходились часов до трех ночи: смеялись, пели песни, выпивали. Володя Высоцкий всегда был душой компании. Много пел. Мы переживали, чтобы он не сорвался. Не секрет, что у него были проблемы с алкоголем. Но у него тогда было много работы, кроме съемок в «Вертикали» он часто ездил на театральные репетиции в Москву. И совершенно не позволял себе спиртного.
Наверное, в наших посиделках его больше интересовало общение даже не со съемочной группой, а с нашими инструкторами – профессиональными альпинистами. Все, что они рассказывали: байки, истории о тяжелых восхождениях, о случаях, когда в горах погибают альпинисты, Володя пропускал все через себя, а потом сочинял стихи. И хорошим этот фильм сделали именно его песни. Уверена, если бы их не было в картине, никто бы не вспоминал о «Вертикали». Горы, сюжет фильма, игра артистов, операторская и режиссерская работа – все это только иллюстрация к его песням.
После этой картины я больше не снималась с Высоцким. Говорухин предлагал мне роль в «Белом взрыве», но мой муж стал ревновать к Володе и запретил играть с ним в одном фильме. При этом они с Высоцким были хорошие друзья и дружили практически до конца жизни Володи.
Спустя год после съемок в «Вертикали», Володя приехал к нам и спел «Она была в Париже». Он не сказал: «Лариска, это тебе», но и так всем было понятно, что песня обо мне. Потому что в ней было все то, что я ему рассказывала: Париж, Осло, фестивали. Кто-то может сказать, что это песня о Марине Влади. Но, во-первых, Володя не был тогда с ней знаком. И даже если бы пел ей заочно, то сказал бы «Она живет в Париже», а не «была». Мне сначала не понравились эти слова, я даже обиделась за них на Владимира. Потом я и забыла о песне. А когда Володи уже не стало, на праздновании юбилея картины «Вертикаль» кто-то заговорил об этой песне, и Станислав Говорухин сказал, что песня посвящена мне.
Много лет назад Высоцкий подарил мне свою пластинку с фотографией, где он, как мне кажется, похож на Жанна Габена, и я очень ею дорожила. А сейчас понимаю, что песня «Она жила в Париже» его бесценный подарок мне.
Что касается предстоящей премьеры фильма «Высоцкий, спасибо, что живой», то мне страшно смотреть эту картину. Страшно не потому, что боюсь разочароваться. Я уверена, что картина сделана крепко. Тем более, что сын актера Никита, принимал в ее создании непосредственное участие. Скорее это мистический страх, потому что Владимира давно уже нет с нами, и увидеть его на экране мне волнительно. Может это связано с тем, что экранный образ очень похож на Володю, которого я помню. Возможно, было бы лучше, чтобы сходство было минимальным.
_____________________________________________________________
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ
актриса кино
Заслуженная артистка РСФСР
Я не сразу узнала, кто такой был Владимир Высоцкий. Он всегда был рядом, часто встречался с моим мужем, потом женился на моей однокурснице Люде Абрамовой (Людмила Абрамова, актриса, вторая жена В.С. Высоцкого, мать его сыновей Аркадия и Никиты – Ред.). А потом, когда Высоцкий появился на горизонте со своими песнями, мыслями, жизнью, мы с мужем смотрели все постановки Любимова с его участием. И для меня он в большей степени артист театра.
И очень удивилась, когда узнала, что он будет сниматься в фильме «Стряпуха», где я играла главную роль. Стало понятно, что у него масса неприятностей от того, что его никуда не берут. Эдик Кеосаян (режиссер фильма– Ред.) пригласил Высоцкого в картину, несмотря на сопротивление руководства «Мосфильма». Многие спрашивают, почему в фильме не было ни одной его песни, не использовали его поэтический дар, покрасили в рыжий цвет – так это было сделано для того, чтоб он был менее узнаваем. Но он был благодарен и за эту роль. Да, он играл не Гамлета, но он был в окружении людей, которые его обожали, которым он мог на следующий день принести новую песню.
Спустя годы ситуация повторилась с точностью до наоборот. Станислав Говорухин пригласил меня сыграть эпизодическую роль в фильме «Место встречи изменить нельзя». Я с радостью согласились на эту съемку, потому что была несколько подзабыта, меня никуда не приглашали. Тут же вылетела в Одессу, и первой, кого увидела в съемочном павильоне, была Марина Влади – вокруг нее была какая-то такая радостная и торжественная атмосфера. Я тогда не знала, что Высоцкий был тяжело болен, но меня поражало то, сколько он работал. Он снимался практически в каждой сцене фильма, а иногда работал вместо режиссера, а после съемок летел в Москву, где вечером играл Гамлета, а на следующее утро уже возвращался в Одессу.
При этом на съемочной площадке он был очень внимателен к каждому. Однажды, когда у гримерши был день рождение, он зашел в гримерную с цветами и конфетами. Девушка потеряла дар речи от удивления, что Владимир Высоцкий помнит о ее празднике.
Также внимателен он был и к нам, партнерам по кадру. Обсуждая нашу совместную сцену, он сказал Говорухину: «Знаешь, мне кажется, мы со Светкой пойдем на кухню, потому что я знаю женщин. Если беда или радость, они или едят, или моют, или убирают». И для меня тарелка в руках, которую в кадре вытирала полотенцем, была таким подспорьем! Ведь я давно не снималась и очень нервничала. А когда он сказал: «Я не буду обращаться к ней по имени отчеству, буду звать Надюша, потому что она понравилась Жиглову», и я поняла, как играть мою героиню. И уверена, что женщина, которую Жиглов ведет в конце фильма под руку, именно моя Надя. И я очень хотела сыграть в этой сцене с ним, но, к сожалению, не удалось.
Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» обязательно посмотрю. Мне кажется странным, что не названо имя артиста, играющего роль Владимира. В этих вопросах я очень суеверна. Например, никогда бы не согласилась хоронить сына в картине, как Нонна Мордюкова. Так и здесь, меня пугает, что артист прожил жизнь другого, не сохранив даже собственного имени. Уверена, если бы Володю спросили об этом, он бы не согласился на такую жертву.