Фериде и Неджмие – две героини, которые так не похожи друг на друга. Они оказались соперницами с момента своего знакомства. Девушки получили разное образование, их жизненные позиции и цели разнятся и даже с трудом верится, что они воспитывались в одной семье. Несмотря на это есть и то, что их объединяет: самоотверженность и смелость, жажда любви и умение жертвовать, гордость и независимость.
Если мы присмотримся к этим героиням, то увидим, что, замешав коктейль из личностных качеств Фериде и Неджмие, можно получить очень знакомый и любимый многими образ еще одной героини, покорившей сердца зрителей «Домашнего», – Хюррем!
Игривость, веселость нрава + хроническое чувство глубокой уязвленности
Характер Фериде закален многими бедами. Как и Хюррем, она потеряла родителей, но при этом не лишилась бодрости духа и оптимистичного взгляда на жизнь. Она любит розыгрыши и шутки и умеет искренне смеяться над своими недостатками.
Болезненный страх Неджмие быть ненужной не дает ей увидеть, что в действительности она окружена людьми, которые ее очень любят и ценят. Ревность матери к Фериде, беспокоившая девушку с раннего детства, ожесточила ее сердце и породила в нем вечно зияющую пустоту. Эту пустоту невозможно ничем заполнить, поэтому Неджмие так ненасытно жаждет внимания к себе и, не получая его, чувствует себя еще более раненой и оскорбленной.
Веселый, озорной нрав Фериде легко прослеживается в образе Хюррем – не случайно крымская красавица получила имя, которое переводится как «смеющаяся». Однако и глубокая обида, засевшая в душе Неджмие, героине «Великолепного века», близка не меньше. Хюррем не раз приходилось сталкиваться с тем, что к ней относятся как к человеку второго сорта, менее значимому и нужному. Во дворце, ставшем ей домом, она часто сталкивалась с тем, что ее воспринимали как чужую. Однако, если Неджмие эта уязвленность толкает на необдуманные, ранящие других поступки, то Хюррем, имея в себе еще и силу оптимизма, присутствующую в Фериде, использует ее как заряд для продвижения вперед, к своей цели.
Ощущение себя силой + ощущение себя жертвой
Фериде чувствует, что способна справиться с любой бедой. Она привыкла рассчитывать только на себя и поддержку свыше. Смерть родителей, с одной стороны, укрепила ее дух, а с другой – породила веру в то, что суть вещей составляет не только то, что видимо глазу, что мир – это нечто большее. Это дает героине ощущение силы, помогает в трудную минуту обратиться к своему внутреннему миру и установить контакт с тем ресурсом, который дарит ей ощущение силы. Кстати, эта вера составляет основу той духовности Фериде, которая позволяет ей подшучивать над религиозной учительницей, обманывая ее «божественным светом» от зеркальца, но при этом задает высокую моральную планку каждому ее поступку.
{{WIDGET-6172}}
В отличие от Фериде Неджмие постоянно ощущает себя жертвой обстоятельств. Позиция жертвы в целом характерна для людей слабых духом. Ведь жизнь не бывает без трудностей, и сила характера определяется как раз тем, как мы справляемся с проблемами, а не тем, как ведем себя в обычной жизни. Неджмие не в состоянии принять на себя ответственность за свою жизнь, поэтому постоянно винит во всем других: Фериде за то, что украла у нее любовь матери; саму мать за то, что не уделяла ей должного внимания; отца за неспособность услышать ее; брата за жестокость и безразличие.
В образе Хюррем неистовая огненная сила – это порох, а ощущение себя жертвой поступков других людей – искра, необходимая для начала движения. Эта искра дала героине возможность проложить свою дорогу в опасном и запутанном мире дворцовых интриг, но в то же время сделала эту огненную силу разрушительной для большинства ее близких людей.
Нарушение норм + умение соблюдать правила
Основные критерии поведения Фериде – ее личная совесть и здравый смысл. Она ни за что не готова была «сдать» своих подруг, когда ее поймали на списывании во время контрольной. Она не давала любимому поцеловать себя, пока чувствовала, что не готова к этому. Однако она запросто нарушает установленные в пансионе правила не только тогда, когда на кону стоит ее жизнь (чтобы удержать Кямрана от поездки в Мадрид), но и просто ради веселья с подружками.
Много лет, пытаясь вызвать одобрение матери, Неджмие хорошо усвоила правила и с удовольствием следовала бы им, если бы изначально обладала чуть большим иммунитетом к невзгодам, которые неизбежно встречаются на жизненном пути. Она любовно вышивала для Селима платочек, пропитывала его ароматом духов, с трепетом бросала под ноги любимому… Все эти ритуалы по душе юной Неджмие. Но, к сожалению, этот мир романтических иллюзий слишком хрупок.
Если бы Хюррем, попав в гарем, не нарушила все мыслимые и немыслимые нормы поведения, ей ни за что не удалось бы даже привлечь к себе внимание молодого Сулеймана. Не говоря о том, что она, преодолев многовековые устои, стала первой рабыней гарема, которая была освобождена, и единственной официальной женой султана. Однако для того, чтобы стать реформатором не только в рамках дворца, но и во всем мире, Хюррем пришлось научиться очень хорошо разбираться в правилах, чтобы уметь и играть по ним, и грамотно их обходить.
Стремление быть на равных с мужчиной + смирение, прислуживание мужчине
Фериде с детства знала, что она не будет покорной женой. Конечно, говорить о равноправии между полами, плоды которого мы пожинаем сегодня, еще не приходилось, однако стремление женщины занимать гражданскую позицию, мыслить самостоятельно, приносить пользу людям и заниматься любимым делом уже проявлялось в умах авангардных особ того времени. Королек – одна из тех, кто стремится в некотором роде быть равной с мужчиной. Она прилагает усилия для того, чтобы овладеть профессией и добивается того, чтобы к ее мнению прислушивались.
Неджмие боится выйти за пределы той патриархальной структуры, в рамках которой воспитывались женщины ее рода. Несмотря на то, что ее может разрывать от злости из-за невозможности заявить о своих правах, она все равно будет мыслить консервативно. Для нее гармоничное существование – это забота о своем муже, которой должно быть посвящено все время без остатка. Именно этого она так жаждала в отношениях с Селимом.
{{WIDGET-6182}}
Во времена, когда разворачивается любовная история Фериде и Кямрана и бушевала трагедия Неджмие, позиция женщины в обществе была пассивной. Желание представительниц слабого пола работать вызывало неодобрение большинства мужчин. Что уж говорить о средневековом Стамбуле, в котором едва ли можно было вообще встретить женщину на улице!? Но быть смирной женой падишаха, внемлющей каждому его слову, – это не для Хюррем. Ее ум, проницательность, деятельный нрав, объединенный с умением оставаться в тени своего мужчины, подчеркивая его значимость и величие, позволили ей добиться тех высот, о которых не могла и подумать ни одна женщина того времени.
Готовность отказаться от любимого ради его счастья + желание умереть от его руки, если он не хочет быть вместе
Когда Кямрана обвинили в грехе, карающемся смертной казнью, Фериде была готова на все, чтобы спасти любимого. На тот момент они еще не признались даже сами себе в своих чувствах, но в то же время уже прошла пора невинных шалостей, когда Фериде могла бросить в брата грязью за то, что он на нее не смотрит. В критической ситуации проявилось истинное лицо героини – ее бескорыстное и искреннее желание, чтобы любимый был счастлив, даже если счастливой его сделает другая женщина. Без оглядки на собственную репутацию Фериде подписала пустой лист ради сомнительной авантюры Левента и организовала Кямрана и Нериман ночной побег.
Любовь Неджмие не так всепрощающа. Она хочет обладать возлюбленным, жаждет того, чтобы он принадлежал ей целиком и полностью. В «Корольке» и «Великолепном веке» даже есть похожая сцена. В момент спора с Селимом Неджмие хватает со стола нож и просит покончить с ней раз и навсегда, чтобы избавиться от этой муки. Также поступает Хюррем, когда понимает, что Сулейман отвернулся от нее.
Это благородное стремление души сделать все возможное не для своего счастья, а для счастья любимого, объединить с иступленной страстью и желанием всецело обладать мужчиной, то мы получим жгучую смесь, формирующую характер Хюррем и подпитывающую ее неистребимую силу.
Значит ли это, что все те качества, за которые мы любим Хюррем, есть в главной героине сериала «Королек − птичка певчая» Фериде, а все то, за что ругаем − воплотила в себе Неджмие? Скорее это доказывает, что то, за что мы любим и ценим одних, не желаем прощать других. Все как в жизни!