Многие из нас услышав словосочетание «индийское кино» вспоминают бородатую шутку: «Кино делится на три категории: хорошее, плохое и индийское». И она по-своему справедлива. Но разве это недостаток? В конце концов, задача искусства (в числе прочего) – развлекать, дарить радость и заставлять сопереживать. А уж с этим у индийского кино, со всей его наивностью, непосредственностью и острыми, словно соус карри, страстями, полный порядок. Скажем больше: индийские фильмы, как и русскую душу, не надо понимать умом и мерить общим аршином. Видимо, в этом и кроется секрет их бешеной популярности у наших зрителей
Помимо самобытности индийский кинематограф известен еще и своей удивительной плодовитостью. За год индийская киноиндустрия выпускает количество фильмов сопоставимое со всем остальным мировым кинопрокатом. Впрочем, мы и не задаемся целью рассказать обо всех новинках индийского кинематографа. Речь пойдет о лучших из лучших в этом году – номинантах и победителях индийского кинопремии Filmfare Award, которая справедливо считается «болливудским Оскаром».
1. Барфи!/Barfi! − триумфатор этого года, победивший в семи номинациях, включая «Лучший фильм», «Лучший актер» (Ранбир Капур/Ranbir Kapoor), «Лучшая музыка» (заслуга популярнейшего композитора Притама Чакраборти/Pritam Chakraborty) и «Женский дебют» (Илеана Д`Круз/Ileana D'Cruz). Главный герой картины, весельчак Барфи – глухонемой, что, впрочем, нисколько не сказывается на его жизнелюбии и оптимизме.
2. Триллер История/Kahaani, победивший в пяти номинациях, принес звание лучшего режиссера Суджою Гхошу/Sujoy Ghosh. А исполнительница главной роли Видья Балан/Vidya Balan была выбрана лучшей актрисой. Причем в четвертый раз подряд! Основные события «Истории» разворачиваются в Калькутте, втором по величине городе Индии. Видья живет в Лондоне. Она на седьмом месяце беременности и ждет возвращения из Индии своего мужа, когда получает известие, что он пропал без вести. Женщина вынуждена отправиться в Калькутту, так как местные власти отказываются вести поиски. Более того, они всячески препятствуют ее самостоятельному расследованию. Единственным человеком, протянувшим Видье руку помощи, оказывается полицейский Рана, действующий на свой страх и риск. Вместе им предстоит выяснить, что за тайны скрывают переулки города, названного в честь кровавой богини Кали.
3. Пока я жив/Jab Tak Hai Jaan. Главный герой картины Самар служит сапером в армии. О его бесстрашии и хладнокровии ходят легенды. Во время одной из операций он спасает тонущую в реке журналистку Discovery Channel Акиру.
4. Комедия Донор Вики/Vicky Donor посвящена едва ли не табуированной для целомудренного индийского кино (да и общества в целом) теме – донорству спермы. Главный герой Вики (дебютант года Аюшман Куррана/Ayushmann Khurrana) – прожигатель жизни, не обремененный семьей и какими-либо обязательствами. Дальний родственник Вики, доктор Чадха (исполнивший его роль Анну Капур/Annu Kapoor получил приз как лучший актер второго плана), уговаривает парня не растрачивать «потенциал» попусту и стать донором. Что, естественно, приводит к ряду забавных и двусмысленных ситуаций. Несмотря на щекотливость (а может, и благодаря ей) сюжет фильма был отмечен премией Filmfare Award в соответствующей номинации.
5. Третье место по числу статуэток делит с «Донором Вики» брутальная драма Банды Вассейпура/Gangs of Wasseypur, названная критиками лучшим фильмом 2012 года. Они же вручили свой приз исполнительнице главной роли Ричи Чада/Richa Chadda. События картины разворачиваются в городе Вассейпуре, некогда провинциальной деревне Бенгалии, а ныне – угольной столице Индии. Хронология «Банд» растянута на несколько десятилетий (с 1941 по 2004 г.г.), когда город был театром непрерывного противостояния мафиозных кланов. Между ними развернулась настоящая война, сопровождающаяся взаимными убийствами и кровной местью. Прокат фильма сопровождался не только высоким зрительским успехом (месть, как известно, излюбленный лейтмотив индийских кинематографистов), но и пристальным вниманием прессы.
6. О «мести без срока» рассказывает и остросюжетная драма Огненный путь/Agneepath – ремейк одноименного фильма 1990 года, где главную роль сыграл Митхун Чакраборти. Когда Виджаю было двенадцать лет, его отца убил наркобарон, державший в страхе всю округу. Вместе с беременной матерью мальчик вынужден бежать в Мумбаи, предварительно дав клятву: вернуться и свершить жестокое правосудие. Роль повзрослевшего Виджая исполнил один из нынешних секс-символов Индии и звезда Болливуда Ритик Рошан/Hrithik Roshan. А пару ему оставила обладательница титулов «Мисс Мира» и «Мисс Индия» 2000 года Приянка Чопра/Priyanka Chopra, сыгравшая Джилмил в «Барфи!».
7. В свою очередь, младшая сестра Приянки – Паринити Чопра/Parineeti Chopra вместе с Арджуном Капуром/Arjun Kapoor сыграла главную роль в индийской вариации истории современных Ромео и Джульетты – криминальной мелодраме Сумасшедшая любовь/Ishaqzaade. Парма и Зоя – отпрыски двух враждующих семейств, потому им судьбой предначертано ненавидеть друг друга. Однако, как водится, любовь вносит свои коррективы…
8. Кстати, обратной стороне славы и царящим в Болливуде порядкам посвящен фильм Героиня/Heroine, сюжет которого можно описать словами известной передачи: «Скандалы. Интриги. Расследования».
9. Среди них заслуживает внимания романтическая комедия Я один и ты одна/Ek Main Aur Ekk Tu, получившая приз Filmfare Awards за лучшую хореографию. Сюжет фильма разворачивается в Лас-Вегасе, где живет 26-летний архитектор Рахул, примерный и послушный сын весьма строгих родителей.
10. В название фильма Паан Сингх Томар / Paan Singh Tomar вынесено имя реально существовавшего человека, чья удивительная судьба – идеальный сюжет для экранизации. В начале 1950-х гг. Паан Сингх был призван на службу в Индийскую армию, где стал звездой легкой атлетики. Он был победителем многочисленных соревнований по бегу, выступая, в том числе и за сборную страны. Однако по прошествии нескольких лет спортсмен оказался не у дел. Паан Сингх уволился из армии и вернулся в родной городок, где «переквалифицировался» в… преступника. Причем мотивом его была не столько жажда наживы, сколько уязвленное честолюбие и своеобразное понимание справедливости. Неуловимый для властей, проворачивающий дерзкие и хитроумные ограбления, Паан Сингх в глазах простых людей выглядел настоящий Робином Гудом.
11. Комедию Инглиш-Винглиш/English Vinglish можно смело назвать ремейком фильма 2004 года «Испанский английский». Домохозяйка Шаши приезжает в Нью-Йорк, чтобы помочь с организацией свадьбы своей племянницы. Но вот незадача: она очень плохо владеет английским языком. И то, что в Индии воспринималось скорее как забавный недостаток (по-английски говорят муж и дети Шаши, подтрунивая над ее «необразованностью»), в Америке становится реальной проблемой.
12. Завершает наш обзор фантастическая комедия Невероятная история/OMG: Oh My God! Антиквар Канджи Лалджи Мехта – убежденный атеист. И надо такому случиться, что произошедшее в городе землетрясение оставило нетронутым все дома, кроме его лавки. Разоренный и разгневанный Канджи подает в суд на виновника своих несчастий – Кришну, требуя от того возмещения убытков. В свою очередь, озадаченное подобным поворотом событий божество принимает человеческий облик и спускается с небес, чтобы лично пообщаться с истцом.
Для знакомства с другими сторонами индийской культуры смотрите «Городское путешествие» по Индии вместе с Павлом Любимцевым!